Сейчас лишь часть лизинговых компаний получила высокие рейтинги по национальной шкале. Пока это воспринимается как репутационный момент, но это станет широкой практикой. Нацбанк как регулятор к таким компаниям будет относиться иначе с точки зрения формирования резервов, надзора и др. Нацбанк будет стимулирующими мерами поддерживать компании с высоким рейтингом.
Оценка имеющихся методик риск-менеджмента и внутреннего контроля (COSO, FERMA, ISO и др.) показала, что модели внутреннего контроля и риск-менеджмента COSO, сосредоточенные на процессных риск-менеджменте и контроле, описывают их наиболее последовательно. В то же время в них не вполне учтена первичность внутреннего контроля по отношению к рискам. В документах имеются противоречия по вопросу приоритетности рисков и контроля, что осложняет нашу работу.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2024 № 402 изменяется порядок формирования перечней неплатежеспособных сельхозорганизаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Постановление вступило в силу 7 июня 2024 г. Теперь будут использоваться показатели оценки степени риска наступления банкротства (низкий, средний, высокий, критичный), разработанные Министерством финансов и Министерством экономики.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2024 № 299 предусматривает закрепление временного (до 31 декабря 2025 г.) разрешительного порядка выплаты прибыли и (или) дивидендов лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия. Специальная ограничительная мера не применяется при условии соответствия белорусского юрлица в совокупности нескольким критериям.
Рассмотрим организационно-методические аспекты внедрения балансового метода управленческого учета рисковых ситуаций и резервной системы организации. В статье предложены специализированные мероприятия по оценке влияния рисков в соизмерении с защитными возможностями резервной системы на стоимость организации как главный индикатор ее безопасности и даны рекомендации по анализу состояния резервной защиты организации.
С 1 февраля 2024 г. перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, включает в части аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности вопрос анализа показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, а также показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Зарплата, соответствующая рынку и квалификации сотрудника, а также система дополнительного премирования, последовательная и понятная для сотрудников, — основа основ мотивации. Удовольствие от работы, самореализация и становление личности как профессионала — все это вырастает на крепкой финансовой базе. Однако работодатель не может увеличивать выплаты до бесконечности. Кроме того, ускоренный рост зарплаты стимулирует сотрудника лишь кратковременно. Эффект новизны исчезает за 2–4 месяца, и доход воспринимается как нечто обыденное.
Потенциальные претенденты — юридические лица, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности и которые находятся в процедуре санации, как и ранее (до 4 февраля 2024 г.), так и после этой даты должны допускаться к участию в процедурах государственных закупок.
Нормами
Указа № 105 от 21.03.2024 промышленным организациям Беларуси предоставлено право с учетом обоснованных производственных и экономических потребностей увеличивать предельное количество сверхурочных работ и выходных дней, которые могут использоваться для привлечения работников к работе сверх пределов, установленных Трудовым кодексом.
В Беларуси в рамках совершенствования условий деятельности рейтинговых агентств с 1 июня 2024 г. вступают в силу существенные изменения в законодательстве. «Изменения будут способствовать улучшению качества оказываемых рейтинговыми агентствами услуг и повышению прозрачности их деятельности».
Ограничение применяется, если сумма дивидендов в совокупности на всех иностранных участников из «недружественных» государств превышает 80 тысяч базовых величин (3 200 000 BYN) либо эквивалент в иностранной валюте по курсу Нацбанка на 1-е число месяца, в котором проводится выплата (на данный момент это около 1 млн долларов США). В статье мы также рассматриваем возникающие вопросы выплат с нормами
ст. 19 Закона от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле».
Утвержденные
экологические нормы и правила позволят обеспечить количественное определение выбросов парниковых газов в рамках подготовки и ведения производственного учета выбросов парниковых газов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что в последующем будет способствовать планированию мероприятий по снижению углеродоемкости выпускаемой продукции.
Основные средства являются важнейшей составляющей любого процесса хозяйственной деятельности предприятия. Анализ состояния основных средств предприятий необходим с целью контроля эффективности управления фондами (фондоотдачи и фондовооруженности), целевого их использования, сохранности.
Статья посвящена анализу состава и структуры отчетности о финансовых результатах. На примере проанализированы коэффициенты рентабельности и выявлены факторы, влияющие на финансовые показатели организации. Проведен анализ эффективности функционирования компании при помощи SWOT-анализа, выявлены основные преимущества и недостатки, проведен обзор методов анализа и определена их роль в обосновании выбора инструментов принятия управленческих решений.
В статье рассматриваются базовые показатели финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия, формулируются основные определения эффективности предприятия с учетом отраслевых характеристик, определяется набор аналитических процедур, используемых в рамках методологии анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
"Для стимулирования рекламной активности бизнеса, способствования привлечению внимания молодой аудитории к белорусским компаниям наступает эпоха популяризации товаров (работ, услуг) белорусских производителей, поскольку в будущем не потребуется трудовых и финансовых затрат, связанных с госрегистрацией рекламной игры, опубликованием правил проведения рекламной игры и ее результатов в печатных СМИ." С 27 апреля 2024 г. вступят в силу изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» .
Новая редакция
Указа № 300 вводит дополнительные ограничения на предоставление безвозмездной помощи. Например, ее не смогут оказывать организации с долей государственной собственности 50 и более процентов при наличии у них просроченной задолженности по платежам в бюджет, выплате заработной платы и пособий, чистого убытка, а также при невыполнении условий оказания господдержки.
Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, другим организациям рекомендовано на добровольной основе провести 20 апреля 2024 г. республиканский субботник. Субботник может быть проведен на рабочих местах.
С 6 апреля 2024 г. вступило в силу
постановление № 218 «Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176», которым внесены изменения в
Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства 4 марта принято
постановление № 1 «О порядке возмещения расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов». Постановление вступает в силу с 12 апреля 2024 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2024 г.
5 апреля вступило в силу
постановление МАРТ от 26.03.2024 № 24, которым в том числе уточнен порядок установления розничных цен производителем, импортером, заготовительной организацией, хранителем товаров из стабилизационных фондов; и определен порядок принятия решения о предоставлении покупателям скидок с розничных цен. К системе ценового регулирования добавят программу действий по стабилизации цен.
9 апреля Советом Министров принято
постановление № 257, которым установлены предельные значения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета НДС за 2023 год для целей государственной финансовой поддержки. Постановление распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2024 г.
С 6 апреля 2024 г. выплата суточных и возмещение вышеуказанных командировочных расходов, производятся в порядке и в размерах, установленных
постановлением СМ № 218, в том числе работникам, направленным в служебные командировки до 6 апреля 2024 г. Также нужно обратить внимание на уточненные требования к приказу о командировании. Рассмотрим основные изменения.
Проведение экономической оценки экосистемных услуг позволит обосновать экономическую эффективность инвестиций в природоохранный комплекс, сопоставить затраты и выгоды от предоставленных экосистемных услуг, а также рассчитать величину компенсационных платежей.
Новый порядок назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (больничным) согласно
постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» будет применяться с 1 июля 2024 г.
Финансовые риски оказывают значительное влияние на многие аспекты финансовой деятельности предприятия. Данные риски относятся к объективным явлениям, сопровождающим многие виды финансовых операций и направлений финансовой деятельности любого предприятия.
Торговые организации имеют более высокую оборачиваемость финансовых средств по сравнению с предприятиями других отраслей и меньшую рентабельность оборота. Вследствие этого для организаций данной сферы особенно актуально оперативное управление деятельностью, направленное на повышение оборачиваемости активов, рентабельности и ликвидности. В статье сформулированы особенности применения концепций продвинутого бюджетирования в торговых организациях как наиболее актуального направления в бюджетировании.
Западные санкции привели к тому, что некоторые субъекты хозяйствования стали опасаться распространять свою финансовую отчетность, тем не менее продолжают ее готовить по международным стандартам. Как известно, по этому пути пошли и некоторые подсанкционные белорусские банки. Судя по практике прошлого года, госорганы в Беларуси с пониманием относятся к поведению известных компаний, которые на фоне санкций прекратили публиковать отчетность по МСФО или стали публиковать отчетность фрагментарно.
В статье рассмотрены основные особенности реализации среднесрочного финансового планирования наукоемких предприятий, методология и ее входные данные и получаемые результаты, отличительные особенности построения финансовых моделей для каждой из категорий стейкхолдеров.
Рассмотрим формирование информации об экспортных операциях в системе управленческого учета. В статье конкретизированы факторы, влияющие на построение рабочего управленческого плана счетов организации, предлагаются формы отчетности по внешнеторговой деятельности, анализируется предметное содержание предложенных форм внутренней управленческой отчетности.
В статье раскрыта сущность современного инструмента управленческого контроля в виде методики TDABB (Time Driven Activity Based Budgeting), или бюджетирования по видам внутрихозяйственной деятельности, ориентированного на измерение времени, на примере деятельности страховой организации. Внедрение данной методики в практику организаций будет способствовать повышению эффективности их функционирования в условиях кризисных явлений, а также повышению их конкурентоспособности.
Опубликован
Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Часть норм Закона вступила в силу после его официального опубликования с 4 февраля, иные вступают через 3 или 6 месяцев. В связи с этим до проведения процедур госзакупок заказчикам следует внимательно ознакомиться с изменениями.
С 01.01.2024 вступили в силу изменения
Банковского кодекса Республики Беларусь, устанавливающие новые подходы в сфере выдачи банковских гарантий. Теперь гарант может заключить соглашение не только с принципалом, но и с инструктирующей стороной, в котором предусмотреть, что после исполнения обязательства гаранта перед бенефициаром по банковской гарантии гарант приобретает права регрессного требования к инструктирующей стороне о возмещении сумм денежных средств, уплаченных бенефициару.
При внедрении бюджетирования любая компания должна разрабатывать бюджетный регламент, в котором устанавливаются правила бюджетного управления для всех подразделений в виде совокупности внутрифирменных документов, описывающих бюджетный процесс в организациях. В регламенте необходимо описать принципы разделения центров ответственности на ЦФО, ЦФУ и ЦЗ, формы бюджетов и годовой отчетности, которые представляет каждый центр, а также правила консолидации.
В статье рассмотрены основные аспекты методик бюджетирования, проанализированы рейтинги современных практик. Выделены основные проблемы и рекомендации по их устранению. Процессный подход можно сравнить с производственной спецификой бюджетирования, так как в данном случае используются понятия «вход/выход» и «ресурс».