На современном этапе развития для оперативного принятия управленческих решений необходима эффективная учетная система как поставщик необходимой информации для анализа. Эффективность учетной системы зависит от взаимосвязи подсистем финансового и управленческого учета.
Постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 30 апреля 2025 г. № 7/31/56 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» принято с целью приведения законодательства в соответствие с распоряжением Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. № 219рп «Об особенностях учета имущества, полученного в безвозмездное пользование».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2025 № 312 «О мерах по содействию занятости населения» среди прочих обновлен порядок финансирования и выполнения оплачиваемых временных работ, а также установления месячной нормы участия безработных в указанных работах.
Нарушение требований законодательства по аудиту начальных и сопоставимых данных бухгалтерской или финансовой отчетности и документированию полученных аудиторских доказательств (если начальные и сопоставимые данные являются существенными для бухгалтерской или финансовой отчетности текущего отчетного периода).
В статье, на основании использования принципа минимизации транспортных издержек, приведена графическая интерпретация бюджетной линии транспортных расходов и рационального радиуса действия компании.
Логистические операции, как в целом охватывающие материальные, информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые не всегда можно отнести к затратам в строгом понимании этого термина, но которые оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия. По оценкам специалистов, логистические издержки составляют 20–30 % стоимости продукции. Их сокращение, следовательно, значительно повышает конкурентоспособность компаний.
К сожалению, многие руководители пытаются уменьшить расходы только за счет «срезания углов». Характерные действия такого рода — увольнение сотрудников, реструктуризация и война с поставщиками. Такие меры по сокращению затрат неизменно разрушают процесс создания качества и в итоге приводят к его ухудшению. Качество, затраты и поставка не являются отдельными элементы, а напротив, они тесно взаимосвязаны.
В статье определена степень влияния уровня производственных затрат на возможности повышения качества продукции, эффективность логистических процессов, мотивации сотрудников предприятия; сформированы предложения по формированию современных инструментов для снижения затрат и оптимизации работы предприятия посредством применения концепции управления «бережливое производство».
Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2025 № 177 «О государственной финансовой поддержке» определены виды государственной финансовой поддержки, которые могут быть оказаны коммерческим юрлицам индивидуально, а также некоторые условия предоставления такой поддержки, требования к отчету по ее использованию. Ответственность за достижение основных показателей деятельности юрлица в решениях местных исполнительных и распорядительных органов будет возложена на руководителей юрлиц, которым оказывается финподдержка.
Любое предприятие по-своему уникально, и поэтому в каждой компании руководители обязаны применять особенные методы стимулирования к своим подчиненным. В статье приведена систематизация наиболее эффективных методов стимулирования — моральных и материальных, рассматриваются их недостатки и преимущества. Также подробно рассматриваются наиболее эффективные способы и методы стимулирования персонала, их плюсы и минусы.
В минувшем году количество иностранцев, устроившихся на работу в Беларуси, увеличилось в 2,5 раза. 2024 год стал первым годом полноценной работы новой редакции
Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции», вступившей в силу с 1 июля 2023 г. Закон позволяет нескольким категориям иностранцев легализоваться на белорусском рынке труда по упрощенной схеме — без получения спецразрешений. Нанимателю достаточно уведомить орган внутренних дел о заключении трудового договора.
МАРТ подготовил проект Указа «О совершенствовании торговли с использованием сети Интернет» в целях создания условий для добросовестной конкуренции, развития национального производства и повышения качества оказываемых услуг. Действие Указа будет распространяться на владельцев интернет-площадок, субъектов, осуществляющих розничную торговлю с использованием сети Интернет, и поставщиков (производителей) товаров, поставляющих товары на экспорт.
Указ Президента Республики Беларусь от 18.03.2025 № 108 «О страховании» принят взамен
Указа № 530 и некоторых других указов об обязательном страховании и определяет порядок обязательного страхования, в том числе страхования работников от несчастных случаев на производстве, «автогражданки», оформления страховки через посредников, требования по страхованию имущественных интересов госпредприятий. Указ № 108, за исключением его отдельных положений, вступит в силу с 23.04.2025.
Организация заключила договор на оказание IT-услуг с нерезидентом (Польша). Однако на каждую другую услугу они заключают новый договор. Например, разработка сайта = один договор, дизайнерские услуги = второй договор. Если контрагент один и тот же при заключении таких договоров, будет ли их сумма суммироваться (т. е., возможно, подпадут под пороговую сумму регистрации валютного договора)?
В ситуации, когда многие давно применяемые методы мотивации перестают действовать, проблема стимулирования сотрудников, а конкретно материальной мотивации, становится особенно актуальной. Рассмотрим классические и некоторые инновационные методы материальной мотивации. В статье перечисляются их преимущества и недостатки при подходах к премированию. Рассматривается оценка материальной мотивации персонала для выявления изъянов в самой мотивационной системе организации.
В статье на примерах компаний высокотехнологического сектора проанализированы особенности процессного подхода в управлении с использованием цикла PDCA (Plan, Do, Check, Action) в бизнес-процессах. Представлен опыт компаний в части оптимизации организационной структуры и взаимосвязей подразделений и анализ методов оценки эффективности деятельности компании: совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership); совокупный экономический эффект (Total Economic Impact); система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
Для целей выдачи гарантий по упрощенной процедуре, исходя из определения микрогарантии, в обязательства банка, ограниченные 25 000 базовых величин, включаются все одновременно действующие гарантии, выданные по просьбе одного принципала или одной инструктирующей стороны вне зависимости от процедуры их выдачи. Аналогичный подход следует применять и в отношении микроаккредитивов.
Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с
постановлением Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства».
МАРТ вносит предложение: «Установить нормативно, что белорусские производители потребительских товаров не имеют права поставлять свою продукцию на экспорт дешевле, чем они ее продают на внутреннем рынке. В исключительных случаях предоставить право областным исполнительным комитетам, Мингорисполкому таким производителям согласовывать вывоз продукции по ценам ниже, чем товар поставляется на внутренний рынок. Я думаю, что эффект будет», — отметил глава министерства Артур Карпович.
В связи с принятием
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» Министерство антимонопольного регулирования и торговли подготовило разъяснение. Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 04.04.2025 № 03-02-11/317К.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.04.2025 № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» предусматривает корректировку системы регулирования цен. Основные изменения вступили в силу 3 апреля, после официального опубликования, а нормы, касающиеся сокращения перечня регулируемых товаров и порядка ценообразования на импортируемые товары, — с 15 апреля 2025 г.
Мотивация для интеграции вопросов устойчивого развития в работу совета директоров и других органов корпоративного управления может быть разной, но нельзя не отметить рост количества требований, рекомендаций и расширение практики обсуждения вопросов, связанных с устойчивым развитием, корпоративными органами управления, возрастающую роль ESG-факторов при принятии управленческих решений.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2025 № 48 (далее — постановление № 48) предусматривается установление порядка применения упрощений организациями при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если таможенные операции совершаются на территории нескольких государств — членов ЕАЭС. Постановлением № 48 определяется порядок и сроки подачи заявления на применение таких упрощений, сведения, которые оно должно содержать, а также порядок принятия таможенным органом решения по такому заявлению, а так же выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Процесс управления рисками сам по себе многовариантен, что обусловливает поиск комплексных решений по повышению эффективности управления рисками в проектах. В статье рассмотрены основные параметры и специфика управления рисками в IT-проектах и в проектной деятельности. Проанализированы методологии управления проектами: методологии, основанные на жизненных циклах системы (systems development lifecycle SDLC), и методологии-стандарты. Представлена классификация методологии управления проектами.
12 июня 2025 г. вступит в силу
Закон Республики Беларусь от 06.12.2024 № 45-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Документ приводит законодательство в соответствие с соглашением об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС. Принципиальных изменений для граждан эта редакция не содержит, но предусматривает новации для субъектов хозяйствования. Рассмотрим подробнее.
С 19 ноября 2024 г. вступили в силу изменения в
Гражданский кодекс Республики Беларусь и
Банковский кодекс Республики Беларусь, согласно которым операции факторинга перестают быть прерогативой банков и могут осуществляться любой коммерческой организацией. Поскольку факторинг выводится из-под банковского регулирования, возникла необходимость упорядочить осуществление данных операций
Указом Президента Республики Беларусь от 11.11.2024 № 416 «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)». Основные положения Указа № 416 вступают в силу с 13 мая 2025 г.
Согласно
Указу Президента Республики Беларусь от 21.02.2025 № 74 теперь решения, предусматривающие прекращение деятельности важных для района объектов или приостановление деятельности организаций, должны приниматься исключительно по согласованию с рай(гор)исполкомами. В Минэкономики считают, что госорганы также должны получить больше прав на списание безнадежных долгов.
МАРТ, принимая решения о вынесении или невынесении предписаний об отмене согласования цен государственными органами и организациями, будет руководствоваться показателями ежемесячного допустимого роста цен на 2025 год, утвержденными именно
постановлением от 27.01.2025 № 4 «О показателях ежемесячного допустимого роста цен».
О формировании цены при реализации товаров через электронную торговую площадку Ozon. Об уплате НДС при ввозе товаров российским комиссионером для продажи товаров белорусского продавца на российском маркетплейсе.
В Минтруда и соцзащиты также напомнили, что договор подряда подразумевает разовые отношения. Если человек выполнил услугу, соглашение должно быть расторгнуто. А если он каждый день ходит в офис, выполняет функции с 9:00 до 18:00, то, конечно же, это трудовые отношения, которые должны оформляться соответствующим образом.
Особое значение приобретает достоверность используемых данных, от которой зависит правильность суждения о надежности партнеров. В качестве объекта исследования авторами были выбраны юридические лица, являющиеся контрагентами с российской регистрацией. Представлен алгоритм проверки контрагента на основе тестовых вопросов и перечень возможных интернет-ресурсов для проверки данных о контрагенте.
Несмотря на значительное сокращение перечня развивающихся и наименее развитых стран, импорт товаров, происходящих из данных государств, по-прежнему является актуальным направлением развития торговли в рамках ЕАЭС, в том числе за счет возможности уплачивать таможенные платежи в меньшем размере.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.02.2025 № 74 установлен размер компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору отходов товаров и упаковки на текущий год. Постановление вступило в силу 09.02.2025 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Субсидии в 2025 году будут выплачиваться, согласно
постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2025 № 66, из средств местных бюджетов. Их будут получать сельхозпроизводители. Установлено, что в районах, отнесенных к неблагоприятным для производства сельхозпродукции, субсидии должны быть увеличены на 1–10 %.