МАРТ дал пояснение о некоторых вопросах проведения конъюнктуры рынка для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры закупки из одного источника.
Нацбанком подготовлен проект закона «О потребительском кредите (микрозайме)», который устанавливает единообразные подходы к банкам и микрофинансовым организациям и комплексно регулирует предоставление физическим лицам денежных средств. Закон будет распространяться на: банки; ломбарды, которые предоставляют микрозаймы под залог; операторов сотовой связи.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2024 № 742 установлена
форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и определены существенные условия такого договора (помимо существенных условий, установленных законодательством). Действие постановления распространяется на договоры предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, заключаемые с 13 октября 2024 г.
Проект постановления Министерства финансов по вопросам регулирования деятельности на рынке ценных бумаг предполагает внесение изменений в ряд ведомственных постановлений по вопросам рынка ценных бумаг.
Hасширяются компетенция, права и обязанности Палаты налоговых консультантов: предоставляется право рассматривать обращения граждан и юридических лиц, осуществлять проведение внешней оценки качества услуг налоговых консультантов, применять к ним в случае выявления нарушений законодательства меры воздействия в виде предупреждения, приостановления членства, исключения из членов Палаты налоговых консультантов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2024 № 650 «О мерах по реализации
Закона Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 350-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» утверждены положения, охватывающие весь спектр процедурных отношений, связанных с заключением инвестдоговоров, реализацией преференциальных инвестпроектов, предоставлением бюджетных трансфертов после реализации инвестпроектов.
Норма
ст. 169 ГК указывает на ничтожность сделки лишь в тех случаях, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Стоит напомнить, что
ст. 167 ГК разделяет сделки на оспоримые и ничтожные: оспоримой сделка является в силу признания ее таковой судом, а ничтожной — независимо от такого признания.
Новацией в сфере риэлтерской деятельности станет создание Палаты риэлтеров. Палата риэлтеров будет основана на обязательном членстве риэлтеров. Упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью. И закрепляется право оказывать риэлтерские услуги только риэлтерами. Отменяется требование о наличии у претендента на получение свидетельства об аттестации риэлтера профильного образования.
Запрет не затрагивает продукцию белорусского или российского происхождения, вывозимую с соответствующими сертификатами, а также товары, поставляемые за рубеж по разовым лицензиям Министерства антимонопольного регулирования и торговли.
В целях совершенствования порядка организации и согласования ярмарок, проводимых на территории Республики Беларусь, с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также в целях реализации
ст. 21 Закона Республики Беларусь от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101».
Суды считают, что установление в договоре неустойки за односторонний отказ от его исполнения противоречит правовой природе неустойки как меры ответственности, применяемой за нарушение гражданских прав. Поскольку отказ от договора не является гражданско-правовым нарушением, а обусловлен реализацией стороной права, предоставленного договором или законом, суды признают соответствующее условие договора противоречащим нормам гражданского законодательства. Однако несмотря на однозначную и устоявшуюся позицию Верховного Суда по данному вопросу, в практике еще можно встретить договоры, в которых есть условия об одностороннем отказе от договора с выплатой другой стороне неустойки.
Предусматривается, что госорганом, обеспечивающим урегулирование споров в досудебном порядке, является госорган, подписывавший инвестиционный договор, либо областной исполком, на территории области которого принималось решение о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов. Аналогичный подход предусмотрен и при определении госоргана, организующего работу по защите и представлению национальных интересов в ходе арбитражного разбирательства.
Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от
16 июня 2004 г. № 714 и от
8 октября 2015 г. № 839», которым планируется расширение предусмотренных
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» случаев обязательного заключения сделок на биржевых торгах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пересмотрены санкции 97 составов преступлений. Из них 65 составов дополнены альтернативными более мягкими видами наказаний (24 состава сегодня содержат лишение свободы как единственно возможное наказание). Еще в 32 состава внесены корректировки, в том числе для устранения дисбаланса в санкциях.
11 июля вступает в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии о некоторых вопросах применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
Его практическая реализация будет способствовать доступу евразийских товаров на рынки третьих стран путем формирования единых механизмов документального подтверждения происхождения вывозимых из Евразийского экономического союза товаров и взаимодействия экспортеров с организациями, осуществляющими выдачу сертификатов о происхождении товара.
Чтобы товар попал в раздел «Сделано в Беларуси» и ему была присвоена соответствующая метка, производителю или торговому представителю необходимо обратиться в БелТПП для прохождения процесса верификации. Процедура изложена в Положении о порядке включения в перечень товаров, произведенных белорусскими производителями, для целей маркировки на торговой интернет-площадке, утвержденном приказом БелТПП от 15.05.2024 № 41.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2024 № 361 (далее — постановление № 361) внесены изменения в
постановление Правительства от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь». Постановление № 361 вступило в силу c 30 мая 2024 г. Скорректированы
требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь.
Предельная стоимость предмета госзакупки определяется при подготовке конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых юр- или физлицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре госзакупки, а также после принятия решения о проведении процедуры закупки из одного источника. При этом применяется один или несколько из предусмотренных способов.
Что касается преференциальных поправок, то в размере 25 % она применяется в случае предложения участником товаров собственного производства организаций Беларуси, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % списочной численности работников, применяется только по перечню товаров согласно
приложениям 1–
3 к постановлению Совмина от 15.06.2019 № 395.
Учитывая, что при приобретении товаров преференциальная поправка в размере 15 % может применяться только к участнику, являющемуся производителем предлагаемого им товара, то использование сертификата продукции собственного производства для подтверждения права на применение преференциальной поправки возможно только лицом, указанным в таком сертификате в качестве производителя.
В случае, если предлагаемые участником товары (работы, услуги) будут поставляться (выполняться, оказываться) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания, участником представляется заявление о наличии правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
В 2 раза увеличиваются предусмотренные
ст. 33 и
34 Закона пороговые значения (критериев), определяющих необходимость согласования с антимонопольным органом сделок по экономической концентрации в целях снижения административной нагрузки на субъектов. Значения размера балансовой стоимости активов и выручки от реализации товаров увеличиваются с 200 до 400 и с 400 до 800 тысяч базовых величин соответственно.
11 июля 2024 г. вступит в силу
Закон от 07.03.2024 № 358-З «Об изменении
Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Совмин, в целях приведения актов законодательства в соответствие с положениями Закона, подготовил постановление, которым предусмотрены существенные изменения во многие постановления, регулирующие данную сферу. Рассмотрим все изменения подробнее.
Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 366-З скорректирован
Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Внесенные изменения касаются более 90 статей действующего Закона от 10.01.2014 № 129-З. Документ вступает в силу поэтапно: с 27 апреля 2024 г., 17 июня 2024 г., 6 июля 2024 г., 23 июля 2024 г., 6 октября 2024 г., 27 января 2025 г.
Поводом для написания данной статьи послужил спор, рассмотренный судебной коллегией по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (постановление от 17.01.2024 по делу №155ЭИП233436), фактические обстоятельства которого мы проанализируем в статье.