На практике имеют место ситуации, когда индивидуальные предприниматели вовлекают в предпринимательский оборот в качестве основных средств транспортные средства, ранее приобретенные ими на основании договоров лизинга, по которым они выступают в качестве лизингополучателя — физического лица.
Указом Президента Республики Беларусь от 31.07.2025 № 292 внесены изменения в налоговое законодательство, касающееся контроля трансфертного ценообразования (ТЦО) в отношении внутренних сделок с займами. Указ № 292 вступил в силу 03.08.2025. В период с 2025 по 2027 гг. корректировки налоговой базы налога на прибыль не производятся в отношении договоров займа, заключенных как до, так и после 03.08.2025 (каких-либо ограничений в этой части Указом № 292 не установлено).
Указание e-mail в процессуальных документах создает риск признания извещения надлежащим, даже если письмо не было получено (процессуальная экономия или процессуальные риски). Наш реальный кейс показывает, как e-mail лишил нас участия в заседании.
Подготовлено на основании
письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 04.11.2025 № O5-01-11/2019к «О реализации товаров посредством интернет-площадок».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2024 № 299 «О применении специальной ограничительной меры» не предусмотрены: порядок проведения банками идентификации при снятии клиентами наличных белорусских рублей для выплаты прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества; срок действия выписки из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР), представляемой клиентами для проведения банком идентификации. В этой связи возникает вопрос, каковы действия банка при обращении клиентов из перечней, доводимых до банков в соответствии с
п. 3 постановления № 299, для осуществления операций по выдаче наличных белорусских рублей для выплаты дивидендов (части прибыли)?
Банк Республики Беларусь выдал юридическому лицу — резиденту (далее — принципал) банковскую гарантию. Затем принципал обратился в банк с просьбой внести изменения в выданную банковскую гарантию. Вправе ли банк внести изменения в уже выданную банковскую гарантию?
Чтобы не потерять деньги зря и не бегать потом по судам, необходимо тщательно проверять каждого партнера. Разберем на примерах признаки недобросовестных подрядчиков, с которыми не стоит заключать сделку и рисковать репутацией компании. Безусловных признаков того, что будущий контрагент является компанией-однодневкой или планирует совершать мошеннические операции, не существует. Новая компания, только вышедшая на рынок, может быть нацелена на многолетнюю и плодотворную работу, в то же время компания, существующая несколько лет, может находиться на грани банкротства и перестать платить своим контрагентам.
В статье приведен пример разработки комплексного методического обеспечения стратегического управленческого учета организации в целях повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности. Планирование и достижение финансового результата в рамках филиальной структуры подразумевает план-фактный анализ как непосредственного филиала компании, так и общей картины по компании. Поэтому крайне важным является этап подготовки справочно-аналитической информации во всех структурных подразделениях компании.
В статье также рассмотрены следующие ситуации: Покупка валюты и расчеты с нерезидентом на основании договора перевода долга; Вносим предоплату нерезиденту — третьему лицу по импортному валютному договору; Расчеты в белорусских рублях по экспортному валютному договору по указанию нерезидента.
С целью улучшения имиджа компании, привлечения новых партнеров, расширения рынка сбыта и удешевления заимствований актуальными становятся вопросы формирования интегрированной отчетности. Несмотря на наличие Международного стандарта по интегрированной отчетности, дискуссионным остается вопрос об источниках получения данных для составления интегрированного отчета — финансовый учет, управленческий учет или интегрированный учет. С точки зрения содержания интегрированного отчета интерес вызывает классификация его показателей. Практическую значимость имеет описание этапов разработки интегрированной отчетности, которые могут быть использованы компаниями, внедряющими интегрированную отчетность.
В статье рассмотрены проблемы управленческого учета, определены основные направления развития в соответствии с современными требованиями информационного обеспечения управления. Изложенный комплексный подход позволит создать целостную информационную систему, на основе которой становится возможной корректная оценка эффективности деятельности не только предприятия в целом, но и отдельных структурных подразделений (центров ответственности).
В статье обозначена роль учетной политики и выделены различные цели, преследуемые организациями при ее формировании. Представлено влияние отдельных элементов методического раздела учетной политики предприятия на его финансовые коэффициенты. В целях прогнозирования влияния элементов учетной политики организации на отчетность и максимальное упрощение работы финансовой службы предприятия разработана технология формирования эффективной учетной политики.
Статья посвящена рассмотрению подхода к формированию показателей стратегического управленческого учета на примере транспортных предприятий. Предложен единый подход к формированию и контролю сводного бюджета через специализированные формы отчетности. Приведен перечень показателей стратегического управленческого учета групп отчетности, которые определяют эффективность работы подразделений предприятия. Рассмотрен пример оперативного отчета производственного отдела и группировка элементов затрат в соответствии с методикой системы сбалансированных показателей для целей стратегического развития.
Установленные
минимальные нормативы используются при планировании на 2026 год объемов финансирования работ по содержанию и ремонту улично-дорожной сети, а также благоустройству населенных пунктов, включая расположенные на землях общего пользования придомовые территории, за счет бюджетных средств.
Согласно п. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ РФ привлечение два и более раза к административной ответственности в течение трех лет на территории России влечет запрет на въезд в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности, а наличие неоплаченных в полном объеме штрафов согласно подп. 10 ч. 1 ст. 27 является основанием для бессрочного запрета на въезд иностранным гражданам до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Обращаем внимание на значительное ужесточение с начала 2025 года миграционной политики Российской Федерации. Граждане Республики Беларусь несут такую же ответственность за несоблюдение норм российского законодательства, как и граждане других иностранных государств.
Во многих странах чиновники уверены: чем выше налог, тем больше денег в казне. Однако экономика так не работает. Есть простая зависимость, которую еще в 1970-х гг. вывел американский экономист Артур Лаффер. Сегодня ее так и называют — кривая Лаффера. Она показывает, что при нулевых налогах государство не получает ничего, но и при 100 % налоге — тоже ничего, потому что никто не будет работать, если у людей забирать все. Между этими крайностями есть оптимальная точка, где ставка налога обеспечивает максимальные поступления в бюджет.
Одним из подходов к задачам планирования и прогнозирования производственных предприятий является применение динамических моделей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в основу которых положена структура бухгалтерского учета. В статье на основе этих подходов построена более подробная дискретная математическая модель процесса снабжения предприятия, начиная от процесса закупок и до передачи сырья, материалов и комплектующих в производство. Эта модель может быть использована как в решении самостоятельных задач, связанных с процессом закупки сырья и материалов, так и встроена в более общую модель функционирования предприятия.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2025 № 563 «О сведениях, составляющих налоговую тайну» утверждено
Положение о порядке хранения сведений, составляющих налоговую тайну, доступа к ним и их разглашения. Постановление вступило в силу 14 октября 2025 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» прекращает действие с 1 января 2026 г. В этой связи в целях создания надлежащих, равных и справедливых условий для развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, оптимизации мер по поддержке организаций физической культуры и спорта принят
Указ Президента Республики Беларусь от 17.09.2025 № 337 «Об оказании поддержки спортивным организациям» .
В соответствии с
Указом Президента от 30.09.2025 № 344 «О выбытии имущества» юридическим лицам, кроме бюджетных организаций и банков, предоставлено право списывать остаточную стоимость и расходы выбытия имущества, находящегося в госсобственности, при его реализации, безвозмездной передаче и списании за счет добавочного капитала в пределах его остатка, а сверх этого остатка — за счет чистой прибыли.
Инновационной нормой, включенной в проект закона, является введение такого инструмента, как вторичный лизинг. Этот термин вводится в ст. 1 законопроекта. Вторичный лизинг — это, по сути, отношения между субъектами права, которые заключаются в следующем: имущество, ранее приобретенное лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенное ему лизингополучателем по прекратившему свое действие договору лизинга, не завершенному выкупом предмета лизинга, передается в лизинг. Еще одна норма включена в проект закона с учетом предложений Государственного комитета по имуществу.
Юридическое лицо — резидент (далее — экспортер) заключило экспортный валютный договор с нерезидентом и отгрузило товар. Нерезидент за границей рассчитался с экспортером наличной иностранной валютой. Через неделю экспортер внес на свой счет в белорусском банке наличную иностранную валюту. С какого момента прекращается обязанность по репатриации: с момента получения наличных денежных средств или в день зачисления на счет экспортера?
Юридическому лицу — резиденту поступает в банк Республики Беларусь от физического лица — нерезидента, являющегося участником этого резидента, со счета, открытого в банке Республики Беларусь, заем в иностранной валюте. 1. Правомерны ли данные расчеты? 2. Необходимо ли банку уведомлять Национальный банк о валютной операции, проводимой с нарушением валютного законодательства?
Коммерческая задолженность связана с предоставлением отсрочек покупателям и заказчикам, а также с авансированием поставщиков. При жесткой конкуренции продажи только на условиях 100 % предоплаты или неготовность авансировать поставщика сырья ухудшают положение предприятия. Если же компания может привлечь недорогое финансирование, разумная политика отсрочек и авансов позволяет получить с оборота задолженности доходность, соразмерную или даже превосходящую прямую наценку.
Внутренний аудит сталкивается с новыми вызовами: бизнес-процессы в компаниях становятся сложнее, ИТ-среда — многоуровневой, а время на проверку сокращается. При этом бизнес ждет от аудиторов не просто выявления нарушений, а конкретных рекомендаций по улучшению.
Новый
Закон вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования. В течение полугода после этого юридические лица обязаны будут привести свои учредительные документы в соответствие новому акту, в противном случае будут ликвидированы в судебном порядке. Физическим лицам тоже при продлении срока действия договоров займа необходимо будет привести их условия в соответствие положениям Закона.