Санкционный комплаенс, или Как застраховаться от штрафов контролирующих органов ЕС и США |
Мониторинг торгово-экономических санкций и контроль их применения является одной из наиболее сложных сфер комплаенса. В новых условиях, каждая компания, которая ведет активную внешнеэкономическую деятельность, в конце концов сталкивается с проблемой, когда в отношении потенциальных клиентов, партнеров, контрагентов или же самой компании, ее должностных лиц могут быть применены международные санкции. В настоящее время остается актуальным вопрос: что нужно сделать, чтобы не столкнуться с проблемой санкций и избежать остановки платежей.
Эксперты в этой сфере считают, что введение санкционного комплаенса должно исходить из простой логики: менеджеры должны понимать, что будущее компании напрямую зависит от имеющихся бизнес-процессов и их качества. Любой порядок действий, решение задач должны происходить на основе текущей бизнес-среды, а не на основе приобретенного опыта. Они подчеркивают, что даже богатый опыт ведения предпринимательской деятельности не гарантирует защиту от рисков экстремального характера (санкций).
Цель санкционного комплаенса - это защита бизнес-процессов компании в состоянии, когда клиент / контрагент находятся в санкционных списках, компания/ее ключевое лицо находятся под действием ограничений, и когда есть риск возникновения перечисленного. При этом санкционный комплаенс обеспечивает непрерывность ведения бизнеса, предупреждает возникновение дополнительных экономических и репутационных рисков, исключает риски попадания в санкционные списки, позволяет спрогнозировать возникновение новых санкций и оценить санкционные риски в зависимости от специфики и географии ведения бизнеса.
Первым шагом введения санкционного комплаенса является анализ этапа развития общей функции комплаенс в компании. Такими этапами могут быть: начальная функция, когда комплаенс находится на стадии развития и отсутствует ответственный сотрудник; комплаенс-функция, которая образуется - компания имеет очерченные риски, а управление ими выполняют различные структурные подразделения; сформированная функция - предполагает назначение ответственного лица, определение рисков, в частности репутационных и долгосрочных; развитая функция - формирование подразделения комплаенс, автоматизация комплаенс-процессов и комплаенс-функция принимает активное участие в принятии стратегических решений компании.
Внедрение санкционного комплаенса, независимо от этапа развития комплаенс-функции, может происходить в несколько этапов. Первый - проведение комплаенс-анализа. Он включает изучение контекста и специфики ведения бизнеса, как самой компании, так и основных контрагентов. Второй этап - разработка комплаенс-решения, которое будет обеспечивать должную осмотрительность в деятельности, непрерывный анализ и оценку рисков. Этот процесс включает в себя: изучение контрагентов, оценку территориальных рисков, оценку правомерности заключения сделок и рисков поступления денежных средств и товаров. Третий этап - разработка и внедрение защищенной схемы поставок, получения / предоставления услуг, формирование структуры сделок, поступление денежных средств и валютных конверсий. Четвертый этап - введение комплаенс-мониторинга, который включает постоянный анализ изменений, с целью предотвращения негативных ситуаций и своевременной адаптации схем работы.
Для внедрения такой системы компания, в зависимости от ее размера и масштабов деятельности, должна выделить специальный ресурс - ответственного сотрудника или подразделение.
Последствия отказа от проведения таких действий могут быть самыми разнообразными: включение компании в санкционные списки, парализация ее деятельности, гражданская, уголовная ответственность, блокирование банковских счетов, штрафы, кассовые разрывы и т.п.
Однако, несмотря на строгие ограничения, связанные с действием санкций, все же есть варианты, когда можно работать с компаниями, которые попали под действие санкций. Одним из таких вариантов является лицензия OFAC. Лицензия OFAC - это разрешение Управления контроля за иностранными активами США на осуществление транзакций, которые без этой лицензии были бы запрещены. Лицензии выдаются по каждой санкционной программе отдельно. Стоит отметить, что лица, участвующие в транзакции в соответствии с лицензиями, обязаны убедиться в том, что все условия лицензий строго соблюдены.
Другим вариантом деятельности компании в условиях санкций является проведение реструктуризации, а именно исключение физических лиц, подпадающих под действие санкций, из состава участников компании и органов управления, с целью выполнения требований санкционных списков. Это касается так называемого «правила 50%» (если лицо является владельцем доли 50% предприятия и включено в санкционные списки, то предприятие также включается в санкционные ограничения).
К сожалению, для большинства предприятий в Беларуси вопрос введения санкционного комплаенса, как и функции комплаенс, остается открытым. Некоторые компании сталкиваются с введением таких процедур постфактум, когда уже есть определенные проблемы связанные с санкциями. В любом случае, введение комплаенс-процедур в компании необходимо, хотя и требует определенного инвестирования. Однако результаты не заставят себя ждать.
<...>