Работа с ОАЭ: «урок математики» от шейхов |
Несмотря на то что политика в ОАЭ в целом носит волюнтаристский характер, банки ОАЭ из-за риска вторичных санкций ограничили расчеты и стали закрывать компаниям и физлицам счета. Например, банки ОАЭ деньги из России и не принимают, и в обратную сторону платежи не проводят даже в дирхамах. Расчеты затруднены в том числе из-за того, что банк «Ак барс», который был основным каналом для платежей, попал в санкционные списки.
Более жесткая политика крупных банков связана со структурой собственности: в их капитале довольно значима доля иностранных акционеров. Три крупнейших банка ОАЭ — First Abu Dhabi Bank, Emirates NBD и Abu Dhabi Commercial Bank — прямо или косвенно принадлежат государству. Власти ОАЭ владеют ими через госфонды либо через частные инвесткомпании членов правящей династии или шейхов. Однако в каждом из них действительно довольно велика доля иностранных акционеров: 17,7 % — в First Abu Dhabi Bank, 14 % — в Emirates NBD, 18,16 % — в Abu Dhabi Commercial Bank.
Теперь банки почти по каждой транзакции запрашивают поясняющие документы, могут достаточно долго не проводить платеж, а также могут без объяснения причин отказаться провести платеж или даже в некоторых случаях закрыть счет.
Однако ситуация с открытием счетов и расчетами неодинаковая и зависит от множества факторов. Например, общая торговая лицензия — general trading — в принципе означает высокие риски для банка, а в сочетании с нашими цветами паспортов сильно осложняет банковский комплаенс. Огромное значение имеют и особенности регистрации юрлица: на материке или в свободной зоне. Материковому бизнесу легче, поскольку там в основном открываются компании, которые собираются вести реальный бизнес в самих ОАЭ.
В банках второго эшелона к компаниям и физлицам отношение чуть более лояльное, но это не бесплатно: клиентам приходится приобретать допуслуги либо увеличивать остаток на счете. Появились новые требования, на которые раньше в целом закрывали глаза. Например, такие как обязательный вид на жительство, проживание в ОАЭ не менее 90 дней, аккуратное отношение к тратам, высокая сумма остатков. Кроме этого, некоторые банки ОАЭ требуют подписать обязательство не производить расчетов с Республикой Беларусь и Российской Федерацией, например в течение года.
Если бизнес не под санкциями, а в управление не вовлечены политически значимые лица (politically exposed persons — по сути, чиновники, топ-менеджеры крупных компаний или банков), то решение, как правило, все равно находится. Хотя теперь из-за прохождения многоуровневого банковского комплаенса (а не только проверки в санкционных списках и перечнях террористов и экстремистов, в рамках стандартных AML-процедур (anti-money laundering — противодействие отмыванию денег)) открытия расчетного счета можно ждать до полугода, и то после получения предварительного одобрения и подачи документов и заявления. Поскольку Россия и Беларусь в ОАЭ находятся в красном списке, а у банковской системы есть ограничение на количество клиентов с повышенным профилем риска, то банки крайне щепетильно относятся к привлечению новых клиентов.
Дополнительные очки можно заработать, если общаться с банком на арабском и запрашивать продукты исламского финансирования, делать правильные презентации сделок и подкладывать документы «на нужные столы». Есть еще более простой путь, но он доступен далеко не всем: взять в акционеры кого-то из шейхов, который поможет закрывать административные вопросы с банками.
Но в целом, чтобы открыть счет и спокойно работать в/через ОАЭ дальше, как минимум надо вообще никакого отношения не иметь к санкциям, быть готовым к участию в инвестициях, размещению депозитов или остатков на счетах и изучать опыт открытия счетов для компаний ОАЭ в ряде других юрисдикций, в том числе в регионе Персидского залива.
<...>