Повышение эффективности планирования в условиях неопределенности |
В условиях неопределенности внешней среды и быстро меняющейся ситуации для предприятия становится актуальной задача повышения эффективности планирования своей деятельности с учетом вероятности возникновения событий.
Эффективность планирования в общем случае может оцениваться несколькими критериями:
-
отношением разницы в точности между различными методами планирования к разнице в затраченных ресурсах (например, временем) на использование этих методов;
-
отношением разницы между фактически достигнутыми и запланированными показателями к запланированным показателям;
-
отношением значений показателей, полученных при планировании к максимально достижимым (целевым) значениям показателей.
Понятие «эффективность» с экономической точки зрения определяется как отношение полученного результата к затраченным ресурсам. Одним из примеров показателя эффективности для производственной организации является рентабельность продаж — отношение чистой прибыли к выручке от продаж.
Далее под эффективностью планирования в условиях неопределенности понимается способность методики планирования учесть вероятностный характер параметров, используемых при планировании, и предложить оптимальный план, учитывающий вероятность всех сценариев развития событий. Например, учесть при бизнес-планировании неопределенность курса валют или размера инфляции и определить такой производственный план, при котором с заданной вероятностью (например, 95 %) будут достигнуты желаемые показатели, или же, наоборот, достоверно показать, что при заданных условиях достижение желаемых показателей невозможно по причине имеющихся ограничений.
Ценность методики планирования заключается в возможности установить значимость каждого из имеющихся ограничений (например, производственные мощности, размер складских помещений, величина кредитной линии) и разработать мероприятия по снижению их влияния на достижение желаемого результата.
<...>