Ограничение форм расчетов и определение места приобретения товаров при интернет-торговле |
На общественное обсуждение вынесен проект закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Проект закона подготовлен с учетом правоприменительной практики, правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей, в том числе связанных с:
· формой расчетов и определением места приобретения товаров при интернет-торговле;
· выполнением работ (оказанием услуг);
· осуществлением расчетов с потребителем при возврате им продавцу товара ненадлежащего качества;
· компетенцией государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей;
· корректировкой, предусмотренной ст. 229 Закона Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности».
В частности, проектом закона предусматриваются:
1) в целях корректировки правового регулирования отношений, связанных с формой оплаты и местом приобретения товаров при продаже товаров с использованием сети Интернет, — изменения пункта 2 статьи 91 и пункта 1 статьи 28 Закона, в соответствии с которыми:
· требование о предоставлении потребителю права выбора формы оплаты (наличная или безналичная) не распространяется на случаи, когда продажа товаров осуществляется с использованием сети Интернет и продавец принял решение об осуществлении расчетов за товары только в безналичной форме;
· при осуществлении дистанционной торговли с использованием сети Интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, местом приобретения таких товаров являются эти пункты.
Необходимость корректировки правового регулирования обусловлена следующим.
С учетом специфики осуществления дистанционной торговли с использованием сети Интернет, при которой продажа товаров производится без использования торговых объектов, договор розничной купли-продажи заключается без одновременного присутствия продавца и потребителя.
В условиях активно развивающейся интернет-торговли и внедрения в данный сегмент рынка цифровых технологий представляется целесообразной трансформация отношений, связанных с формой оплаты за товары, приобретаемые потребителями посредством сети Интернет, в связи с чем в проекте закона предусматривается норма, позволяющая продавцам осуществлять расчеты с потребителями только в безналичной форме при продаже товаров с использованием сети Интернет.
Предлагаемый подход является социально оправданным, учитывает специфику осуществления интернет-торговли, будет способствовать увеличению доли безналичных расчетов, уменьшению доли неучтенных в предпринимательской деятельности платежей.
СПРАВОЧНО
Концепцией развития платежного рынка Республики Беларусь и цифровизации банковского сектора на 2023–2025 годы, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.07.2023 № 267, предусматривается увеличение доли безналичных расчетов.
Кроме того, в целях устранения правовых пробелов Закон дополняется нормой, определяющей место приобретения товаров при их продаже с использованием сети Интернет.
СПРАВОЧНО
В силу п. 1 ст. 28 Закона потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом;
2) в целях корректировки правового регулирования отношений, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) — изменение части первой пункта 1 статьи 35 Закона, в соответствии с которым предусматривается, что исполнитель использует для выполнения работы (оказания услуги) свои материалы только в случае, если потребитель не представил для выполнения работы (оказания услуги) свой материал.
Данная корректировка обусловлена необходимостью устранения ненадлежащей практики оказания услуг, в частности, по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, приобретением запасных частей и материалов у исполнителя услуги по завышенной цене по отношению к цене, установившейся на рынке;
3) в целях корректировки правового регулирования отношений, связанных с осуществлением расчетов с потребителем при приобретении им товара ненадлежащего качества, — изменение части первой пункта 4 статьи 27 Закона, в соответствии с которым все расчеты с потребителем в установленных Законом случаях будут осуществляться с учетом розничной цены товара, утвержденной продавцом.
Данная корректировка обусловлена необходимостью устранения ненадлежащей практики по установлению розничной цены на товар, значительно превышающей установившуюся на рынке цену на данный товар, с последующим введением в заблуждение потребителей в отношении выгодности покупки путем применения скидок к розничной цене товара. В целях стимулирования продавцов к формированию реальной розничной цены товара предлагается все расчеты с потребителем в установленных Законом случаях вести с учетом розничной цены товара, утвержденной продавцом;
4) в целях корректировки с учетом правоприменительной практики правового регулирования отношений, связанных с компетенцией государственных органов, иных государственных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей, — изменения статьи 41, пунктов 1 и 3 статьи 42, пунктов 1 и 2 статьи 43 Закона, в соответствии с которыми:
· государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) предписания об устранении нарушений прав потребителей;
· организации, индивидуальные предприниматели обязаны по требованию государственного органа, осуществляющего защиту прав потребителей в рамках компетенции, местного исполнительного и распорядительного органа в установленный им срок предоставлять документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, необходимую для исполнения возложенных на него полномочий по вопросам защиты прав потребителей, в том числе информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
· государственные органы и иные организации, а также индивидуальные предприниматели обязаны по требованию Министерства антимонопольного регулирования и торговли в установленный в требовании срок предоставлять документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, необходимую для исполнения возложенных на него полномочий по вопросам защиты прав потребителей, в том числе информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Данные корректировки обусловлены необходимостью устранения ненадлежащей практики, когда государственным органам, иным государственным организациям, уполномоченным на выполнение функций по защите прав потребителей, субъект хозяйствования отказывался предоставлять запрашиваемую информацию, необходимую для принятия решения о нарушении прав потребителя, на том основании, что она отнесена к коммерческой тайне, что влекло невозможность осуществления досудебной защиты прав потребителей.
СПРАВОЧНО
В силу абз. 5 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация, составляющая коммерческую тайну. Режим коммерческой тайны в отношении сведений согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 16-З) устанавливается лицом, правомерно обладающим такими сведениями. В силу ст. 11 Закона № 16-З доступ к коммерческой тайне предоставляется по требованию государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами.
Конфиденциальность коммерческой тайны обеспечивается ст. 12 Закона № 16-З, согласно которой должностные лица государственных органов, а также работники иных лиц не вправе разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, или предоставлять доступ третьим лицам к таким сведениям, ставшим известными им в силу выполнения трудовых (служебных) обязанностей.
Кроме того, в целях развития максимально действенной институциональной системы, гарантирующей всестороннюю защиту прав потребителей в Республике Беларусь, государственные органы, иные государственные организации, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией защиту прав потребителей, наделяются полномочиями на направление изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) предписания об устранении нарушений прав потребителей. Такое правовое регулирование согласуется с закрепленным в статье 5 Закона правом потребителя на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых Законом и иным законодательством; указанное право, как следует из пункта 3 статьи 5 Закона, гарантируется государством;
5) в целях необходимости закрепления полномочий Президента Республики Беларусь по определению иных требований в области защиты прав потребителей — изменение статьи 3 Закона, в соответствии с которым Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом;
6) в целях реализация поручения, предусмотренного статьей 229 Закона № 227-З, — изменения пункта 4 статьи 17, пункта 6 статьи 20, пункта 6 статьи 21;
7) в целях устранения неоднозначности толкования при применении отдельных норм Закона на практике, приведения отдельных положений в соответствие требованиям нормотворческой техники, а также с учетом принятого Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении проекта закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности» — изменения пунктов 1 и 2 статьи 5, пункта 2 статьи 7, пункта 2 статьи 91, пункта 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23, пункта 1 статьи 42, пункта 1 статьи 43 Закона.
После принятия Закона потребуется внесение изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь:
· от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли»;
· от 14.06.2002 № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
<...>