Обзор изменений антимонопольного законодательства Республики Беларусь |
По итогам пятилетней наработки практики был принят Закон Республики Беларусь от 03.04.2024 № 364-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 364-З).
Изменения в Закон опубликованы на Национальном правовом Интернет-портале и вступят в силу через 3 месяца после его опубликования, а именно 7 июля 2024 г.
Предусматриваемые Законом № 364-З изменения условно делятся на три основных блока.
1. Первый блок изменений — совершенствуется процедура проведения антимонопольных расследований.
Предусматривается возможность отзыва заявлений о нарушении по делам о недобросовестной конкуренции, поскольку данный состав связан с частноправовыми интересами конкурентов, которые на практике могут урегулировать конфликт самостоятельно.
Значительно сокращаются сроки проведения расследований. Вместо предусмотренных в настоящее время 3 месяцев (с возможностью неограниченного продления в пределах 3-летнего пресекательного срока) расследования будут завершаться не позднее 9 месяцев с учетом продлений, за исключением проведения расследований с участием иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами).
Расследования, начатые МАРТ по материалам государственных органов или из СМИ, а также по собственной инициативе, будут осуществляться по аналогии с процедурой рассмотрения заявлений о нарушении (в рамках тех же сроков, порядка продления, ознакомления, прекращения и приостановления, выдачи предупреждений и предписаний).
2. Второй блок изменений — совершенствуются подходы в части проводимого антимонопольным органом контроля за сделками и иными действиями, признающимися экономической концентрацией.
В 2 раза увеличиваются предусмотренные ст. 33 и 34 Закона пороговые значения (критериев), определяющих необходимость согласования с антимонопольным органом сделок по экономической концентрации в целях снижения административной нагрузки на субъектов. Значения размера балансовой стоимости активов и выручки от реализации товаров увеличиваются с 200 до 400 и с 400 до 800 тысяч базовых величин соответственно.
Расширяется перечень действий, которые не будут признаваться экономической концентрацией:
· создание и реорганизация субъектов, приобретение акций (долей в уставных фондах), которые будут совершаться на основании законодательного акта;
· приобретение имущества в рамках исполнительного производства, при осуществлении процедур несостоятельности или банкротства;
· переход права собственности, иного имущественного права в порядке наследования;
· создание коммерческой организации, которое совершается в результате принудительного разделения хозяйствующих субъектов, принудительного выделения из состава хозяйствующего субъекта одного или нескольких хозяйствующих субъектов на основании решения суда по иску антимонопольного органа.
3. Третий блок изменений — совершенствование понятийного аппарата и общих положений антимонопольного Закона.
Изменяются определения терминов «государственные органы», «закупка товаров», «конкуренты» и «недобросовестная конкуренция».
Основная цель изменений антимонопольного законодательства:
· сделать механизм рассмотрения антимонопольных дел более оперативным, единообразным и прозрачным;
· оптимизировать работу в области контроля за экономической концентрацией и также сократить административную нагрузку на бизнес-среду;
· устранить правовые пробелы и коллизии норм действующего законодательства, а также повысить эффективность выполнения антимонопольным органом своих функций.
Подготовлено по информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
<...>