Об определении степени неплатежеспособности организаций АПК: применяем законодательство Беларуси |
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2024 № 402 изменяется порядок формирования перечней неплатежеспособных сельхозорганизаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Постановление вступило в силу 7 июня 2024 г.
Теперь в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, могут включаться сельскохозяйственные организации, которые на 1 января соответствующего года имеют высокую или критичную степень риска наступления банкротства.
До этого для тех же целей степень неплатежеспособности сельскохозяйственной организации оценивали по особой формуле.
Теперь же будут использоваться показатели оценки степени риска наступления банкротства (низкий, средний, высокий, критичный), разработанные Министерством финансов и Министерством экономики — постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 №16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства» (далее — постановление № 16/46).
Они учитывают значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом и коэффициента просроченных обязательств.
С 1 октября 2023 г. для всех, а с 7 июня 2024 г. для организаций АПК вступили в силу нормы постановления №16/46, которым введены показатели оценки степени риска наступления банкротства, порядок их расчета и установлены критерии оценки степени риска наступления банкротства субъектов хозяйствования.
В качестве показателей оценки степени риска наступления банкротства субъектов хозяйствования установлены:
· коэффициент обеспеченности обязательств имуществом, характеризующий соотношение обязательств и имущества;
· коэффициент просроченных обязательств, характеризующий соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств.
В зависимости от значений показателей степень вероятности наступления банкротства будет разделена на четыре категории: низкая степень риска наступления банкротства, средняя, высокая и критичная.
Предполагается, что эти показатели обеспечат первичный отбор субъектов хозяйствования для последующего проведения углубленного анализа хозяйственной деятельности в целях упреждения их банкротства.
Официально установлены следующие показатели оценки степени риска наступления банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» возможно применение процедур в ходе производства по делу о банкротстве (далее, если не установлено иное, — субъекты хозяйствования):
· коэффициент обеспеченности обязательств имуществом (К1), характеризующий соотношение обязательств и имущества;
· коэффициент просроченных обязательств (К2), характеризующий соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств.
Порядок расчета показателей:
1) коэффициент обеспеченности обязательств имуществом рассчитывается как отношение общей суммы обязательств субъекта хозяйствования к общей стоимости его имущества;
2) коэффициент просроченных обязательств рассчитывается как отношение суммы просроченных обязательств к общей сумме обязательств субъекта хозяйствования, где просроченные обязательства — это обязательства, срок исполнения которых наступил;
3) расчет показателей производится в целом по юридическому лицу (с учетом филиалов) с округлением значения с точностью до двух знаков после запятой;
4) для расчета коэффициента обеспеченности обязательств имуществом и коэффициента просроченных обязательств в отношении индивидуального предпринимателя:
· в общую стоимость имущества включается стоимость имущества индивидуального предпринимателя, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам для расчета по денежным обязательствам, обязательным платежам, обязательствам по выплате заработной платы и произведению иных выплат в соответствии с законодательством о труде;
· в общую сумму обязательств (в том числе просроченных обязательств) включаются обязательства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Критерии оценки степени риска наступления банкротства субъекта хозяйствования для:
· низкой степени риска наступления банкротства:
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом менее или равного 0,50 и значения коэффициента просроченных обязательств менее или равного 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,5 и менее или равного 0,70 и значения коэффициента просроченных обязательств менее или равного 0,10;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,70 и менее или равного 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств менее или равного 0,01;
· средней степени риска наступления банкротства:
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом менее или равного 0,50 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,50 и менее или равного 0,70 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,10 и менее или равного 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,70 и менее или равного 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,01 и менее или равного 0,10;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств менее или равного 0,01;
· высокой степени риска наступления банкротства:
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,50 и менее или равного 0,70 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,70 и менее или равного 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,10 и менее или равного 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,01 и менее или равного 0,10;
· критичной степени риска наступления банкротства:
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,70 и менее или равного 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,20;
‒ наличие значения коэффициента обеспеченности обязательств имуществом более 0,90 и значения коэффициента просроченных обязательств более 0,10.
Переходные положения
Решение облисполкома о включении (нецелесообразности включения) сельскохозяйственной организации в перечень в течение 3 рабочих дней со дня его принятия подлежит направлению в сельскохозяйственные организации и размещению на официальном интернет-сайте облисполкома.
Сельхозорганизации в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном интернет-сайте облисполкома решения облисполкома о включении сельскохозяйственной организации в перечень информируют кредиторов, выразивших несогласие с реструктуризацией задолженности, а также в случае недостижения согласованного решения между кредиторами и сельхозорганизациями, в том числе непредставления кредиторами позиции о механизме реструктуризации, об условиях согласованного облисполкомом бизнес-плана.
Обратите внимание, что с 7 июня 2024 г.:
1) абзац четвертый части третьей пункта 8 Положения о порядке формирования перечней неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2018 № 913 (далее — Положение), изложен в новой редакции:
«о принятии решения облисполкома о нецелесообразности включения сельскохозяйственной организации в перечень (при дефиците денежных средств по конечному результату) и ликвидации такой сельскохозяйственной организации либо обращении данной организации в порядке, установленном законодательством об урегулировании неплатежеспособности, в суд, рассматривающий экономические дела, а с 1 января 2026 г. — в экономический суд с заявлением должника о банкротстве.»;
2) абзац третий пункта 9 Положения изложен в следующей редакции:
«о нецелесообразности включения сельскохозяйственной организации в перечень и ликвидации такой сельскохозяйственной организации либо рекомендации обратиться данной организации в порядке, установленном законодательством об урегулировании неплатежеспособности, в суд, рассматривающий экономические дела, а с 1 января 2026 г. — в экономический суд с заявлением должника о банкротстве.»; в абзаце третьем части второй пункта 11 слова «с указанием оснований для подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве)» заменить словами «и ликвидации такой сельскохозяйственной организации либо подачи заявления должника о банкротстве с указанием его оснований».
С 17 июня 2024 г. вступают в силу существенные изменения в Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур». Среди прочего обновлен порядок определения размера платы, взимаемой за административные процедуры, а также порядок подачи и рассмотрения заявления заинтересованного лица.
<...>