О расширении обязательного заключения сделок на биржевых торгах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями |
Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 и от 8 октября 2015 г. № 839», которым планируется расширение предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (далее — постановление № 714) случаев обязательного заключения сделок на биржевых торгах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при приобретении белорусского арматурного проката для целей оптовой торговли. Дополнительно проектом постановления корректируются внебиржевые схемы, затрагивающие вопросы приобретения арматурного проката, и определяются условия для регистрации внебиржевых сделок с арматурным прокатом.
На сегодняшний день прозрачность системы биржевой и внебиржевой реализации белорусского арматурного проката охватывает лишь сегмент покупки организациями, имущество которых находится в госсобственности, хозобществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности или принадлежат организациям, имущество которых находится в госсобственности.
Правовые механизмы, определяющие прослеживаемость на законодательном уровне системы реализации арматурного проката госорганизациям, установлены:
· постановлением № 714, которым закреплено обязательство госорганизаций по закупке товаров, в том числе арматурного проката, на биржевых торгах;
· постановлением № 839, которым закреплено обязательство государственных организаций-покупателей предоставлять сведения товарной бирже о заключенной внебиржевой сделке.
Согласно статистике внешней торговли Республики Беларусь, объем импорта арматурного проката ежегодно оценочно составляет 150–170 тыс. тонн.
В 2023 году общий объем реализации арматурного проката на биржевых торгах российского и белорусского производства составил более 90 тыс. тонн, большая часть — импортная. Арматурный прокат продавали 70 поставщиков и приобретали более 400 организаций как государственной, так и частной формы собственности.
В настоящее время покупка арматурного проката организациями, не являющимися организациями, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности или принадлежат организациям, имущество которых находится в госсобственности (далее — организации частной формы собственности), и индивидуальными предпринимателями осуществляется как на биржевом, так и внебиржевом рынках.
Вместе с тем в постановлении № 714 отсутствует обязанность для организаций частной формы собственности совершать сделки с белорусским арматурным прокатом на биржевых торгах. При этом обязательство по предоставлению организациями частной формы собственности товарной бирже сведений о заключенных внебиржевых сделках в постановлении № 839 также не предусмотрено, в связи с чем отсутствует ценовая информация на арматурный прокат и формирование ценовых индикаторов (котировок, индексов) по указанному сегменту рынка носит недостаточно объективный характер.
В связи с этим в целях повышения прозрачности совершения сделок с белорусским арматурным прокатом предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление № 714, согласно которым предлагается:
· предусмотреть обязанность по заключению сделок на биржевых торгах юрлицами и индивидуальными предпринимателями при приобретении белорусского арматурного проката для целей оптовой торговли;
· предусмотреть возможность для организаций, имущество которых находится в госсобственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в госсобственности или принадлежат организациям, имущество которых находится в госсобственности, приобретения вне биржевых торгов белорусского арматурного проката у организаций производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) для собственного производства и (или) потребления;
· в связи с предлагаемой выше для госорганизаций внебиржевой схемой приобретения белорусского арматурного проката исключить для указанных организаций внебиржевые схемы приобретения арматурного проката в рамках внутриотраслевой кооперации и в рамках приобретения организациями Министерства промышленности для нужд собственного производства у организаций согласно приложению 2 к постановлению № 714;
· исключить для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», предусмотренное частью четвертой пункта 3 постановления № 714 внебиржевое основание по приобретению арматурного проката, импортируемого на территорию Республики Беларусь;
· предусмотреть обязанность для организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей — покупателей по регистрации внебиржевых сделок с арматурным прокатом, приобретаемым на сумму 1 000 евро и более по импорту, а также приобретаемым на указанную сумму на внутреннем рынке для нужд собственного производства и (или) потребления;
· предусмотреть обязанность для государственных организаций, а также юридических лиц — участников холдинга — покупателей по регистрации внебиржевых сделок с арматурным прокатом, приобретаемым на сумму 1 000 евро и более по импорту и на внутреннем рынке для нужд собственного производства и (или) потребления, а также приобретаемым на указанную сумму по импорту для оптовой торговли.
Кроме того, предлагается в проекте постановления предусмотреть, что для целей постановления № 714 понимается под арматурным прокатом, а именно: вид сортового металлопроката гладкого и периодического профиля (мотки, стержни), предназначенного для армирования железобетонных конструкций и изделий, возведения монолитного железобетона и изготовления металлоконструкций.
С учетом предлагаемых изменений будет в полном объеме прослеживаться схема реализации белорусского арматурного проката как на биржевом, так и внебиржевом рынках, а также обеспечиваться концентрация на товарной бирже необходимых индикативных данных на арматурный прокат.
Кроме того, предлагается осуществлять регистрацию внебиржевых сделок с арматурным прокатом государственными организациями, организациями частной формы собственности, индивидуальными предпринимателями — покупателями при сумме сделки 1 000 евро и более. Указанный порог по сумме сделки обусловлен практической значимостью. Преобладающую долю биржевых сделок составляют сделки со значительными объемами закупок, сведения о внебиржевых сделках с которыми позволят как товарной бирже, так и государственным органам определить объективные внебиржевые ценовые индикаторы без учета мелкого опта (до 1 тыс. т, что составляет менее 1 000 евро), который в целом не влияет на общий анализ внебиржевого рынка.
Полученная информация о внебиржевых сделках с арматурным прокатом позволит проанализировать складывающуюся ситуацию в Республике Беларусь с заключением таких сделок на внутреннем рынке и по импорту и информировать заинтересованных для выработки предложений по дальнейшей организации торговли арматурным прокатом на рынке страны.
Кроме того, данная информация может быть полезна для формирования объективных ценовых индексов.
СПРАВОЧНО
В настоящее время биржа, как член Международной ассоциации бирж, участвует в совместном проекте по созданию международной биржевой системы индикаторов товарных рынков. Заинтересованность в реализации данного проекта выразили ведущие биржевые площадки Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана. Предполагается, что в рамках межбиржевой системы индикаторов будет аккумулироваться ценовая информация со всех бирж-участниц, что позволит упростить доступ субъектов хозяйствования к актуальным данным о ценах на ключевые товарные позиции, представленных на биржевых платформах, а также поспособствует активизации интеграционных процессов и росту объемов трансграничной биржевой торговли.
Полагаем, что предложенные мероприятия по реализации белорусского арматурного проката не только обеспечат насыщение внутреннего рынка, но и будут способствовать формированию конкурентной цены и объективных ценовых индикаторов на биржевом и внебиржевом рынках на данный вид продукции.
РАСШИРЕНА СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ БИРЖЕВЫХ АДРЕСНЫХ СДЕЛОК
С 9 августа 2024 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2024 № 578 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714», которым в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» внесены следующие изменения:
· перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ), дополнен сухим цельным молоком (код 0402 21 ТН ВЭД ЕАЭС), маслом сливочным более 72 %, но менее 80 % жирности (код 0405 20 ТН ВЭД ЕАЭС) (кроме расфасованных в потребительскую упаковку), пищевыми субпродуктами (код 0206 ТН ВЭД ЕАЭС), кишечным сырьем (код 0504 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), эндокринно-ферментным сырьем (код 0510 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС);
· для масла сливочного и сухого молока исключена внебиржевая схема реализации «товар, не реализованный на биржевых торгах»;
· исключена привязка внебиржевых цен к биржевым котировкам при определении облисполкомами и Мингорисполкомом по согласованию с МАРТ и Минсельхозпродом объемов внебиржевой реализации.
Одновременно на БУТБ внедряется механизм заключения биржевых адресных сделок для молочной продукции с использованием биржевых котировок.
Подготовлено по информации Белорусской универсальной товарной биржи
<...>