О порядке создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля на территории складов и УЭО |
Подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674», которым вносятся изменения в Положение о порядке создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требованиях к ним, а также правовом режиме зоны таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 674 (далее — Положение).
Проектом постановления исключается необходимость создания постоянной зоны таможенного контроля (далее — ПЗТК) на территории складов временного хранения, таможенных складов и свободных складов.
Согласно проекту постановления ПЗТК считается созданной с календарного дня, следующего за днем принятия решения о включении юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов или решения о внесении изменений в реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов в связи с изменением места нахождения и (или) общей площади склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада.
Данные сроки коррелируются с положениями п. 11 ст. 302 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон № 129-З), в соответствии с которыми юрлицо, включенное в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, вправе осуществлять такую деятельность с календарного дня, следующего за днем принятия приказа о включении юрлица в реестр.
Кроме того, при включении юрлица в реестр присваивается соответствующий номер включения в реестр, который используется при совершении таможенных операций.
Таким образом, вышеуказанные изменения позволят исключить применение двух номеров в отношении одной ЗТК, а также необходимость формирования юрлицом приказа о создании ПЗТК, тем самым снизить административную нагрузку на субъектов хозяйствования при включении в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и создании ПЗТК.
В соответствии с подп. 4.5 п. 4 ст. 212 Закона № 129-З в проект постановления включены нормы, предусматривающие, что ЗТК, созданная на территориях уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО), является ПЗТК.
В целях сокращения нагрузки на юрлиц и должностных лиц таможенных органов проект постановления предусматривает, что в случае если территории УЭО полностью совпадают с территорией склада временного хранения, и (или) территорией таможенного склада, и (или) территорией свободного склада, и (или) территорией свободной таможенной зоны, дополнительное создание ПЗТК на таких территориях УЭО не требуется.
Действующим Положением установлены сроки оборудования, обозначения ПЗТК, созданной на территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, и обеспечения контрольно-пропускного режима на данных территориях в привязке к дате издания приказа о создании ЗТК.
Проектом постановления регламентированы иные сроки оборудования и обозначения ПЗТК, созданной на территории склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада. Указанные сроки определены проектом постановления также и для ПЗТК, созданной на территориях УЭО.
Внесение данных корректировок обусловлено исключением в проекте постановления необходимости формирования юридическим лицом приказа о создании ПЗТК.
Стоит отметить, что предусмотренные проектом постановления сроки разработаны в связи с тем, что:
· для владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов условием включения в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада, отвечающих требованиям по их обустройству, оборудованию и расположению, установленным п. 5 ст. 318, п. 5 ст. 323, п. 3 ст. 328 Закона № 129-З;
· для лиц, претендующих на включение в реестр УЭО с выдачей свидетельства второго или третьего типа, условием включения в такой реестр является соблюдение определенных Евразийской экономической комиссией требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам, предназначенным для временного хранения товаров.
В целях оптимизации порядка совершения таможенных операций проектом постановления вводятся положения, в соответствии с которыми ПЗТК, созданная на территории склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, территориях УЭО, а также временная зона таможенного контроля (далее — ВЗТК) должны быть обозначены не позднее даты размещения товаров в такой зоне.
Данные изменения позволят исключить случаи размещения товаров в ПЗТК или ВЗТК, в которой отсутствуют средства для обозначения ЗТК, предусмотренные гл. 3 Положения.
Проектом постановления расширены случаи, в соответствии с которыми ПЗТК прекращает свое функционирование (ликвидируется).
Проектом постановления определен перечень сведений, подлежащих указанию в мотивированном запросе о создании ВЗТК.
Создание ВЗТК является административной процедурой, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подп. 23.16.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548.
Внесение данных изменений позволит законодательно закрепить перечень сведений, указываемых в настоящее время субъектами хозяйствования, в мотивированном запросе.
Кроме того, данные сведения необходимы таможням для принятия решения о создании ВЗТК ввиду отсутствия необходимости предоставления иных документов в рамках осуществления административной процедуры и в связи с необходимостью указания данной информации в приказе о создании ВЗТК в соответствии с п. 13 Положения.
В связи с тем, что п. 28 Положения предусмотрено, что контроль за соответствием ЗТК предъявляемым требованиям осуществляет таможенный орган, в регионе деятельности которого создана ЗТК, проект постановления дополнен нормами, предусматривающими, что мотивированный запрос подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого предполагается создание ВЗТК.
В п. 13 проекта постановления дополнен перечень сведений, подлежащих указанию в приказе о создании ВЗТК, в соответствии с информацией, указываемой субъектом хозяйствования в мотивированном запросе.
Пунктом 2 проекта постановления предусмотрено его вступление в силу через месяц после официального опубликования в связи с необходимостью приведения в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674» акта законодательства, указанного в п. 9 настоящего обоснования.
В проекте постановления отсутствуют положения, предусматривающие:
· введение новых административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· установление и (или) увеличение размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· увеличение сроков осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· расширение перечня документов, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проект не предусматривает установления дополнительных обязанностей, запретов и ограничений, а также расходов для деятельности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2007 г. № 674» потребуется внесение изменений в Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 23.16.1 «Создание временной зоны таможенного контроля», утвержденный постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10.03.2022 № 9.
ПРОДЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ИЛИ БУМАЖНОЙ КОПИЕЙ СЕРТИФИКАТА
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.10.2023 № 120 до 31 декабря 2025 г. продлена возможность подтверждения происхождения товаров электронной или бумажной копией сертификата для предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Об этом сообщает Telegram-канал ГТК.
Такое разрешение действует для целей, предусмотренных п. 4 ст. 37 Договора о ЕАЭС, представлять электронную или бумажную копию сертификата о происхождении товара (формы EAV, СТ-2, СТ-3). А именно: предоставление тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли. «Только есть обязательное условие — последующее представление оригинала такого документа в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары», — уточнили в ГТК.
Тогда декларант в произвольной форме пишет от руки или печатает на оборотной стороне копии документа обязательство о представлении таможенному органу в указанный срок оригинала сертификата о происхождении товара.
<...>