Меры поддержки внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности в 2023 году |
В целях реализации п. 2.10 перечня мер по повышению устойчивости экономик государств — членов Евразийского экономического союза, включая обеспечение макроэкономической стабильности, утвержденного распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2022 г. № 12, для поддержания стабильного предложения товаров на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) с учетом технологических особенностей производственных процессов в государствах — членах ЕАЭС Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 октября 2022 г. № 158 были определены особенности ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и обращения на территориях государств — членов ЕАЭС продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, в условиях реализации мер по повышению устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС. В частности, правительствами государств — членов ЕАЭС могут быть установлены особенности применения Порядка ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2021 г. № 130 (далее — Порядок ввоза и Решение № 130).
Правительства стран ЕАЭС наделены полномочиями по определению, в том числе это касается особенностей оценки соответствия и ввоза продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в связи с чем приняты меры, направленные на сокращение временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности при оценке соответствия продукции, ускорение совершения таможенных операций, а также минимизацию риска отказов иностранных изготовителей уполномочивать наших лиц на выполнение их функций в условиях санкций.
В соответствии с Решением № 130 нормы Порядка ввоза распространяются только на следующие категории ввозимых (ввезенных) товаров (п. 2 Порядка ввоза), а именно включенных в:
-
перечни продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза), в отношении которой при помещении под таможенные процедуры подтверждается соблюдение мер технического регулирования, утверждаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии;
-
Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (в редакции Решения от 23 ноября 2012 г. № 102) (то есть это товары, в отношении которых установлены обязательные требования в части проведения оценки соответствия).
По состоянию на 16 января 2023 г. Перечни не утверждены к следующим техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС):
-
«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011);
-
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011);
-
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011);
-
«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011);
-
«Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011);
-
«О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011);
-
«О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012);
-
«О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013);
-
«Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива» (ТР ЕАЭС 036/2016);
-
«О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016);
-
«О безопасности химической продукции» (ТР ЕАЭС 041/2017);
-
«О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018);
-
«О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (ТР ЕАЭС 049/2020);
-
«О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ТР ЕАЭС 050/2021);
-
«О безопасности мяса птицы и продукции его переработки» (ТР ЕАЭС 051/2021);
-
«О безопасности подвижного состава метрополитена» (ТР ЕАЭС 052/2021),
в связи с чем представление таможенным органам сведений о документах о соответствии в отношении такой продукции для целей совершения таможенных операций не требуется.
Системообразующие и (или) градообразующие предприятия (организации) могут получить отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров (за исключением подакцизных, не используемых в производстве), если этим предприятиям (организациям) оказывается поддержка по законодательству государств — членов ЕАЭС и выполнены определенные условия.
Упрощен ввоз многокомпонентного оборудования, перемещаемого через таможенную границу различными товарными партиями в течение длительного периода (максимум 6 лет), с особенностями декларирования согласно ст. 117 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). В частности, установлена возможность изменить решение о классификации, если товар необходимо поместить под иную таможенную процедуру. До 1 января 2029 г. можно ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок.
При ввозе продукции, по которой выданы (зарегистрированы) сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии обязательным требованиям для серийно выпускаемой продукции, декларант не обязан подтверждать таможенным органам право использовать эти документы.
До 1 сентября 2023 г. включительно продукцию разрешено ввозить без маркировки, предусмотренной техническими регламентами ЕАЭС. Ее допустимо нанести позже. Такой же порядок действует в отношении единого знака обращения на рынке ЕАЭС. Соответствующую маркировку нужно нанести до реализации продукции приобретателю (потребителю).
Участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие ее в России менее года, больше не должны предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении:
-
воздушных и морских судов, ввозимых организациями в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), а также в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске таких товаров в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС;
-
авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для нормальной эксплуатации воздушных судов и обеспечения безопасности полетов, ввозимых организациями в целях проведения ремонта, технического обслуживания воздушных судов в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), а также в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при условном выпуске таких товаров в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС;
-
коммерческих и научных образцов при их временном ввозе (допуске) и (или) временном вывозе научными организациями.
До 1 января 2025 г. допускается таможенное декларирование товаров с указанием одной товарной позиции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 80, поставляемых с компонентом комплектно и (или) в разобранном виде и предъявляемых одновременно таможенному органу без внесения изменений в решение о классификации, если оно выдано до 1 июля 2022 г.
До 1 марта 2025 г., но не позднее 30 календарных дней до истечения общего срока подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товаров в комплектном или завершенном виде лицо, получившее решение о классификации, обязано представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для внесения изменений в такое решение.
Правительства стран ЕАЭС определили особенности применения обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при предоставлении в отдельных случаях рассрочки по таким платежам.
Страны ЕАЭС присоединяются к Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием к ней ряда приложений. И, например, Российская Федерация сообщает, что с 18 февраля 2023 г. ее Торгово-промышленная палата будет осуществлять оформление и выдачу карнетов А.Т.А., а также будет гарантирующей ассоциацией по Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе.
К этим двум международным актам (в том числе к Конвенции о временном ввозе, в частности, с принятием к ней приложений А, В.1, В.2, В.3, В.5) Республика Беларусь присоединилась Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 1998 г. № 21 «О присоединении Республики Беларусь к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров, подписанной в г. Брюсселе 6 декабря 1961 г., а также Конвенции о временном ввозе, подписанной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., с принятием к ней ряда приложений».
К приложениям B.6, B.7 и D к Конвенции о временном ввозе Республика Беларусь присоединилась Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2022 г. № 373 «О присоединении Республики Беларусь к приложениям к международному договору».
<...>