Конкурентная бизнес-среда. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года |
В рамках подготовленной Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года одной из стратегических целей установлено создание привлекательных условий для раскрепощения деловой инициативы граждан и осуществления самостоятельной профессиональной деятельности широких слоев населения от молодежи до лиц «серебряного» возраста, обеспечение притока в страну предприимчивых людей из сопредельных юрисдикций для открытия собственного дела.
Целевые индикаторы:
· удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовом внутреннем продукте — 40 % в 2040 году (25,2 % в 2023 году).
Для достижения поставленной цели будет реализован комплекс мер, направленный на поддержание высокого уровня доверия к проводимой государством экономической политике со стороны инвесторов, общественных институтов, международных финансовых институтов.
В целях создания благоприятной и безбарьерной бизнес-среды предусматривается:
· упорядочение нормативной правовой базы по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, устранения пробелов в законодательстве;
· осуществление открытых и прозрачных процессов принятия новых регуляторных решений в данной сфере общественных отношений с активным вовлечением к выработке управленческих инициатив представителей делового сообщества и гражданских институтов;
· повышение эффективности института прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов;
· расширение перечня административных процедур, осуществляемых в электронной форме, с применением инновационных инструментов (проактивный формат, экстерриториальный принцип и др.);
· интеграция действующих автоматизированных электронных систем в единую агрегированную цифровую платформу для предпринимателей;
· развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;
· совершенствование налогового администрирования и цифровизация налоговой системы.
Среди важных направлений — поддержка предпринимательства со стороны государства. С целью повышения доступности и расширения возможностей нефинансовой поддержки субъектов предпринимательской деятельности и инициативных граждан будет создан новый инфраструктурный институт, который станет единой «точкой входа» по вопросам предпринимательской деятельности на всех этапах ее осуществления.
Для активизации инвестиционной деятельности будут диверсифицированы инструменты государственной финансовой поддержки и обеспечена доступность заемного финансирования на национальном финансовом рынке посредством дальнейшего развития банковского кредитования, инструментов фондового и страхового рынков, рынка небанковских финансовых и микрофинансовых организаций, инвестиционных и инновационных фондов, фондов венчурного финансирования, других небанковских инструментов.
Получат развитие комбинированные инвестиционные программы, расширится перечень частично субсидируемых затрат бизнеса за счет республиканского и местного бюджетов.
Будут устранены диспропорции в распределении финансовых ресурсов между производственными и услужливыми секторами, пересмотрены приоритетные виды деятельности (преимущественно из числа высокотехнологичных и инновационных) для льготного кредитования.
Для повышения привлекательности занятия собственным делом появятся новые инструменты государственной поддержки, направленные на развитие отдельных сегментов предпринимательства: молодежного, женского, социального, семейного, предпринимательства «серебряного» возраста.
Ключевая задача — укрепление конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности на международных рынках, в том числе посредством содействия бизнесу в продвижении товаров и услуг.
Важный вектор качественного развития бизнеса — усиление взаимодействия науки и предпринимательства, что будет содействовать освоению современных технологий, в том числе цифровых, обеспечит производство продукции с высокой добавленной стоимостью. В этих целях будет продолжена работа по развитию научно-инновационной инфраструктуры: индустриальные парки, инновационно-промышленные кластеры, технологические платформы и др.
Дальнейшее развитие электронного правительства обеспечит переход на полный электронный обмен данными при взаимодействии государства и бизнеса, доступа к государственным услугам, в том числе через личный кабинет, возможность использования одной цифровой подписи для совершения всех административных процедур.
С целью формирования профессиональных предпринимательских кадров изменится структура и качество бизнес-образования и неформального обучения с учетом потребностей предпринимательского сектора в современных кадрах и требований к квалификации работников. Активизируется практика привлечения коммерческих предприятий к организации процесса профессионального обучения. Будут созданы условия для привлечения в страну высокообразованных перспективных кадров из сопредельных государств.
<...>