ФСЗН: обзор нарушений законодательства о госсоцстраховании, выявленных при проведении проверок в 2023 году |
1. Закон Республики Беларусь от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»:
1) нарушение
пункта 1 статьи 4:
а) не начислены обязательные страховые взносы на сумму заработной платы работников без оформления трудовых отношений, в результате не соблюдения нанимателем законодательства о труде и занятости, привлекаемых к выполнению работы граждан, в части документального оформления трудовых отношений, обеспечения государственного социального страхования работников;
б) не начислены обязательные страховые взносы:
-
на сумму компенсации за неиспользуемый трудовой отпуск;
-
сумму единовременной выплаты на оздоровление;
-
сумму надбавки за сложность и напряженность, исчисленные месяцем позже в связи с увольнением работника;
-
сумму премий, выплаченных в натуральной форме (зерном) работникам;
-
суммы премии работникам за Доску почета;
-
оплату в размере среднего дневного заработка при предоставлении одного дополнительного свободного от работы дня в неделю матери, отцу, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, за счет средств нанимателя;
в) излишне начислены обязательные страховые взносы:
-
на сумму материальной помощи в связи с юбилейными датами;
-
в связи достижением пенсионного возраста;
-
в связи с продолжительной болезнью;
-
работникам на детей к началу учебного года;
-
в связи с уходом в армию;
-
в связи со смертью близких родственников;
-
на сумму материальной помощи в связи с профессиональными праздниками и другими праздничными датами;
-
на сумму материальной помощи работникам в связи с трудным материальным положением;
-
на сумму материальной помощи молодым специалистам в размере стипендии;
-
на сумму ценных подарков; на сумму материальной помощи за прохождение вакцинации;
-
на сумму материальной помощи на оздоровление к отпуску;
-
на сумму двухнедельного выходного пособия в связи с уходом в армию;
-
на сумму выходного пособия в связи с выходом на пенсию;
-
на сумму стоимости абонементов в спортивно-оздоровительные залы;
-
на сумму компенсации стоимости медицинского осмотра работников;
2) нарушение пункта 2 статьи 4:
а) не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование (далее — взносы на ППС):
-
на доплату до минимальной заработной платы;
-
сумму единовременной премии;
-
сумму компенсации за неиспользуемый трудовой отпуск;
-
сумму материальной помощи; на сумму единовременной выплаты на оздоровление к отпуску;
-
сумму компенсации стоимости питания;
-
сумму заработной платы по внутрисменным простоям (при том, что за смену отработано на рабочем месте более 80% рабочего времени);
-
сумму индексации заработной платы;
б) не начислены взносы на ППС на выплаты за совмещение профессии при выполнении обязанностей временно отсутствующих работников и выплаты за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени по основной должности с оплатой за фактически отработанное время, но не более 1 800 часов в год медработникам;
в) излишне начислены взносы на ППС на сумму:
-
материальной помощи на оздоровление к отпуску;
-
ценного подарка;
-
среднего заработка, сохраняемого за время выполнения воинских обязанностей и за день прохождения медицинского осмотра;
-
выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка, выплачиваемого в связи с призывом на военную службу;
-
заработной платы работников за работу, когда они были переведены на другую работу, не связанную с занятостью в особых условиях труда;
-
отпускных, когда отпуск следовал за периодом временной нетрудоспособности или работы, не связанной с занятостью в особых условиях труда;
— допущена не полная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование;
4) нарушение статьи 9:
— сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника (за полный отработанный месяц без нарушения трудовой дисциплины) и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
2. Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»:
1) нарушение статьи 6:
— сведения, представленные в электронном Перечне для целей ППС по профессии/должности «Электрогазосварщик» с кодом вида деятельности «СП2» и кодом профессии «19756.1», не соответствуют результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в части заполнения кода особого показателя;
— согласно штатному расписанию определены рабочие места трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства. Оценка условий труда нанимателем для данной категорий работников не производилась. Перечень рабочих мест с особыми условиями труда для целей профессионального пенсионного страхования по данной профессии в проверяемом периоде не утверждался и в органы Фонда социальной защиты населения не представлялся, взносы на профессиональное пенсионное страхование не начислялись и не уплачивались.
3. Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»:
1) нарушение пункта 9:
а) пособие по временной нетрудоспособности исчислено за период отпуска без сохранения заработной платы;
б) пособие по временной нетрудоспособности исчислено за дни, за которые начислена заработная плата;
2) нарушение пункта 16:
а) пособие по временной нетрудоспособности исчислено как новый случай при том, что период освобождения от работы согласно листкам нетрудоспособности длится непрерывно;
б) пособие по временной нетрудоспособности исчислено как непрерывный случай нетрудоспособности, при том, что был перерыв на выходные дни;
в) пособие по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием исчислено в размере 100% среднедневного заработка с первого дня временной нетрудоспособности;
г) пособие по беременности и родам исчислено в размере 80% за первые 12 календарных дней;
д) пособие по временной нетрудоспособности исчислено в минимальном размере при том, что у работника есть шесть месяцев общей уплаты взносов и число календарных дней расчетного периода составляет более 30 календарных дней;
3) нарушение пункта 17:
— пособие по временной нетрудоспособности исчислено из среднедневного заработка при том, что обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование уплачивались менее чем за 6 месяцев в общей сложности до возникновения права на пособие;
4) нарушение пункта 18:
— пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначено в размере 80% среднедневного заработка;
5) нарушение пункта 19:
а) пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в период прогула без уважительной причины, исчислено в полном размере;
б) пособие, по временной нетрудоспособности причиной которого явилось потребление алкоголя, исчислено за все дни нетрудоспособности и в полном размере;
6) нарушение пункта 21:
а) при исчислении среднедневного заработка для расчета пособия неверно определяется расчетный период;
б) при исчислении среднедневного заработка для расчета пособия по беременности и родам не учтены справки о размере заработной платы (денежного довольствия, ежемесячного денежного содержания) для исчисления пособия по беременности и родам за периоды работы, предшествующие периоду работы у плательщика, назначающего пособие;
в) размер среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исчислен исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие, разделенного на количество календарных дней всего расчетного периода;
7) нарушение пункта 22:
— при расчете среднедневного заработка для исчисления пособия неверно определялось количество календарных дней расчётного периода:
а) не исключены:
-
календарные дни временной нетрудоспособности;
-
дни трудовых и социальных отпусков;
-
дни оплаты по среднему;
-
дни целосменных простоев;
б) необоснованно исключены:
-
праздничные дни, приходящийся на период трудового отпуска,
-
дни компенсации трудового отпуска,
-
дни прогулов;
8) нарушение пункта 23:
а) при том, что число календарных дней расчетного периода менее 30 календарных дней, пособие исчислено из среднедневного заработка;
б) при том, что число календарных дней расчетного периода более 30 пособие исчислено из тарифного оклада (без надбавок и повышений);
в) при том, что в расчетном периоде не отработано ни одного календарного дня, а есть оплата по среднему пособие исчислено из среднедневного заработка;
9) нарушение пункта 24:
а) при исчислении среднедневного заработка для расчета пособия в месяцах, где работники отработали не все рабочие дни по графику работы, премии учитывались не пропорционально отработанному времени, а в полной сумме, неправильно определялась пропорциональность премии относительно нормы часов по графику работы;
б) в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности включены суммы выплат, носящие единовременный характер (материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление к отпуску, одноразовые премии, удешевление стоимости питания);
в) в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности не включалась регулярная премия за выполнение трудовых обязанностей; сумма доплаты к заработной плате молодым специалистам;
10) нарушение пункта 25:
— пособие исчислено не за число календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности, а за большее количество календарных дней;
11) нарушение пункта 27:
— при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно учтены суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и количество календарных дней для исчисления среднедневного заработка, работникам у которых нет вознаграждения по гражданско-правовому договору (так как работа не выполнялась), в период действия которого наступила временная нетрудоспособность, пособие исчислено из размера вознаграждения по предыдущим гражданско-правовым договорам;
12) нарушение пункта 29:
— пособие исчислено в размере, превышающем размер трехкратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособие;
13) нарушение пункта 31:
— пособие по временной нетрудоспособности не исчислено работникам, которые в период временной нетрудоспособности кроме основного места работы работали по внутреннему совместительству, выполняли работу по гражданско-правовому договору.
4. Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»:
1) нарушение статьи 9:
а) при расчете доплаты к пособию по беременности и родам размер пособия по беременности и родам взят не за весь период, удостоверенный листком нетрудоспособности, а за период со дня рождения ребенка;
б) не произведена доплата разницы между размером выплаченного пособия по беременности и родам и размером пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, по который выплачено пособие по беременности и родам;
2) нарушение статьи 10:
— пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, исчислено в размере 100% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на более позднюю дату;
3) нарушение статьи 11:
— пособие в связи с рождением исчислено на первого ребенка в размере десятикратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума и на второго ребенка в размере 14-кратной наибольшей величины бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на более позднюю дату;
4) нарушение статьи 13:
а) пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено и выплачено не по день исполнения ребенку 3 лет, а за более поздний период;
б) пособие на второго ребенка в семье исчислено в размере 35% среднемесячной заработной платы работников в республике как на первого ребенка, следовало исчислить в размере 40% среднемесячной заработной платы работников в республике;
5) нарушение статьи 14:
а) пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет исчислено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, за полный месяц;
б) пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет исчислено в половинном размере, при том, что пособие назначается в размере 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума и ни каких оснований для уменьшения размера пособия законодательством не предусмотрено;
6) нарушение статьи 16:
а) пособие из отдельных категорий семей необоснованно исчислено на других детей (не ребенок-инвалид), которые получают профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования за счет бюджетных средств;
б) пособие исчислено не со дня возникновения права на него (даты установления инвалидности), а за полный месяц;
в) пособие на детей из отдельных категорий семей назначено не правомерно так, как трудоспособный отец в полной семье не работал на территории Республики Беларусь на дату обращения за ним, а также отработал менее шести месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующему году обращения за пособием;
7) нарушение статьи 22:
а) пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет, в период воспитания ребенка до 3 лет назначено не со дня рождения младшего ребенка, а со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам;
б) пособие по уходу за ребенком до 3 лет исчислено не со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а за более ранний период.
5. Закон Республики Беларусь от 12.11.2001 № 55-З «О погребении и похоронном деле»:
— нарушение статьи 32:
- пособие на погребение выплачивалось в размере средней заработной платы работников в республике не за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти, а за прошлый месяц относительно месяца наступления смерти или за более ранний период относительно месяца наступления смерти;
6. Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения»:
1) нарушение пункта 15:
а) при определении размера платы за путевку излишне включена сумма пенсии за месяц, в котором путевка выдана и размер начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь взят не за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, а за более ранний период;
б) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки не включена сумма пенсии по возрасту, что привело к занижению размера частичной оплаты, возмещаемой получателем;
в) при определении размера платы за путевку размер среднемесячного денежного дохода (заработной платы) получателя путевки взят за 12 календарных месяцев, не предшествующих месяцу выдачи путевки, а с учетом месяца выдачи путевки и данных о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь не за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, а запрошлый месяц;
г) при определении размера частичной платы за путевку в денежный доход работников включена заработная плата к выдаче (за минусом удержанных налогов), а не начисленная заработная плата, что привело к занижению размера частичной стоимости;
2) нарушение пункта 16:
— доплата за путевки не перечислена в бюджет в Фонда и не отражена в отчете 4-фонд.
7. Правила индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 «Об утверждении Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования»:
— не представлены в установленные сроки сведения по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» (далее — форма ПУ-2):
-
о присвоении квалификационной категории (разряда, класса);
-
начале работы по определенной профессии рабочего по присвоенному разряду, квалификационной категории;
-
перемещении работников в другое подразделение;
-
переводе работников на другую должность служащего (профессию рабочего);
-
переводе работника со срочного трудового договора на контракт;
-
приеме на работу и увольнению с работы, о приеме и увольнению по внутреннему и внешнему совместительству;
2) нарушение пунктов 10, 16:
— не представлены в установленные сроки сведения по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим работы по гражданско-правовым договорам;
3) нарушение пункта 19:
— не представлены в установленные сроки сведения по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» по всем застрахованным лицам, работающим в особых условиях труда, включенных в Перечень для целей ППС и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию.
8. Инструкция о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденная постановлением Правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 19.06.2014 № 7 «О порядке заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета»:
1) нарушение пункта 10:
— при представлении сведений по форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» такие данные как дата приказа, номер приказа, код вида трудового договора, код основания увольнения, разряды работников, структурные подразделения, дата приема, дата увольнения не соответствуют приказам руководителя, недостоверно отражен код работы по совместительству;
2) нарушение пункта 14:
— в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, работающих на условиях срочного трудового договора заполнен код категории застрахованного лица — 03 «работающие на основе гражданско-правовых договоров» вместо кода категории застрахованного лица — 01 «работающие на основе трудовых договоров»;
3) нарушение пункта 16:
— при представлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносов»:
а) неверно отражаются:
-
суммы компенсаций за неиспользованный отпуск (не в месяце выплаты);
-
единовременная выплата на оздоровление (не в месяце выплаты);
-
премия (не в месяце выплаты);
б) суммы отпускных и суммы пособий по временной нетрудоспособности отражаются в месяце начисления, а не месяце, на который они приходятся согласно приказам о предоставлении отпуска и листкам нетрудоспособности;
в) неверно проставлены коды причины начисления выплат (дохода), на которые начисляются обязательные страховые взносы, ниже уровня месячной минимальной заработной платы;
4) нарушение пункта 18:
— при представлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплаты, произведенные по гражданско-правовым договорам отражены совместно с выплатами, произведенными по трудовому договору;
5) нарушение пункта 19:
— при представлении сведений по форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» из записи вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» (периоды уплаты обязательных страховых взносов работодателем):
а) не исключены:
-
дни прогулов;
-
дни отпусков без сохранения заработной платы, подтвержденные табелями учета рабочего времени и приказами руководителя;
б) необоснованно исключены дни освобождения от работы с сохранением среднего заработка;
в) необоснованно исключены оплачиваемые дни освобождения от работы, предоставляемые донорам;
г) периоды вида деятельности «ПОСОБИЕ» (пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам) не соответствуют периодам, удостоверенным листками нетрудоспособности и периодам оплаты пособий по временной нетрудоспособности;
д) по застрахованным лицам, у которых в отдельных месяцах имеются выплаты при отсутствии рабочих дней, вместо кода вида деятельности «ПРЕМИЯ» (период уплаты страховых взносов в месяце, в котором начислена только премия, материальная помощь и т.п., при отсутствии рабочих дней) отражён код вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» (периоды уплаты обязательных страховых взносов работодателем);
е) код вида деятельности «ДЕТИ100» (отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с выплатой пособия по уходу за ребенком (детьми) в размере 100% от установленного размера) заполнен период отпуска не в соответствии с приказами о предоставлении и недостоверно указан показатель получения пособия на одного ребенка и на двоих детей;
ж) не проставлен код вида деятельности «ДПОСОБ100» (период получения пособия по уходу за ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет лицами, не находящимися в отпуске по уходу за ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет, с выплатой пособия по уходу за ребенком в размере 100% от установленного размера;
з) недостоверно указаны периоды занятости в особых условиях труда (код вида деятельности «ПРОФДОП»), по работникам, получающим доплату вместо права на ППС;
6) нарушение пункта 30:
— при представлении сведений по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда»:
а) из периодов работы в особых условиях труда не исключены выходные дни, следовавшие за периодами (социальный отпуск, командировка, временная нетрудоспособность);
б) не исключены дни прогулов, дни трудового отпуска, которые следовали за периодом, когда работник не работал в особых условиях труда;
в) не исключены дни, когда работники были переведены на другую работу, не связанную с занятостью в особых условиях труда;
г) недостоверно указаны коды профессии.
ФСЗН