Эмиссия небанковскими юрлицами необеспеченных облигаций: изучаем «матчасть» на примере первых выпусков депозитарных облигаций в Беларуси |
На белорусском рынке зарегистрированы и допущены к продаже первые выпуски депозитарных облигаций — инструмента, который ранее анонсировал Минфин. Соответствующая информация опубликована Белорусской валютно-фондовой биржей.
Особенность данных ценных бумаг заключается в том, что они имеют упрощенный порядок регистрации, минимальный объем требований к эмитенту и субординированный характер обязательств по ним. Последнее означает, что в случае банкротства эмитента эти обязательства будут иметь более низкий приоритет по сравнению со всеми иными обязательствами.
С учетом более высокого риска, присущего депозитарным облигациям, законодателем предусмотрено ограничение круга лиц, среди которых могут размещаться такие облигации — это лица, имеющие статус квалифицированного инвестора, участники юрлица, являющегося эмитентом депозитарных облигаций, а в случае, если эмитент имеет кредитный рейтинг не ниже определенного уровня, — и иные физические и юридические лица.
Зарегистрированные выпуски представляют собой депозитарные облигации обоих типов. Облигации «Евроломбард» может приобретать только ограниченный круг лиц, облигации «Финпрофит» могут приобретать и другие инвесторы благодаря наличию кредитного рейтинга необходимого уровня (by.BBB+). Оба выпуска номинированы в белорусских рублях, выпущены на срок 2 и 3 года соответственно с ежегодным досрочным выкупом в определенные даты и предлагают потенциальным покупателям доходность 22 % и 20 % годовых.
Следует учитывать, что потенциальному покупателю депозитарных облигаций необходимо будет открывать полнорежимный счет «депо» в центральном депозитарии, даже если у него открыт такой счет в другом депозитарии, что может быть сопряжено с дополнительными финансовыми и временными издержками.
Новые требования Минфина
20 января 2024 г. вступило в силу постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14.07.2023 № 39, которым в новой редакции изложено постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.08.2016 № 78 «Об эмиссии эмиссионных ценных бумаг» (далее — постановление № 78).
В новой редакции постановления № 78:
· регламентируется порядок эмиссии новых видов облигаций, включая депозитарные облигации, структурные облигации и стрип-облигации, программы эмиссии биржевых облигаций;
· детализируются требования к эмиссии обеспеченных и необеспеченных облигаций;
· исключается решение о выпуске облигаций как отдельный формализованный эмиссионный документ (при этом решение о выпуске акций сохраняется), краткая информация об эмиссии ценных бумаг (все сведения об эмитенте облигаций и его облигациях будут содержаться в едином документе — проспекте эмиссии облигаций).
Изменения затронули проспект эмиссии ценных бумаг. Так, проспект эмиссии дополнен разделом «Краткое резюме», который должен содержать в доступной для понимания всеми категориями инвесторов форме информацию об эмитенте, в том числе о целях и стратегии его дальнейшей деятельности, которая, по мнению эмитента, позволит инвесторам сформировать предварительное представление о таком эмитенте как субъекте хозяйствования до детального изучения иных положений проспекта эмиссии.
Внедрена табличная форма основных параметров выпуска облигаций для удобства инвесторов и установления возможности их автоматической загрузки в Автоматизированную систему организации работы Департамента по ценным бумагам через единый портал электронных услуг.
В проспект эмиссии дополнительно включены сведения о:
· размере уставного фонда эмитента, нормативного капитала (для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», иных организаций, которые отражают в бухгалтерском учете совершаемые ими операции и составляют бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее — иные организации, применяющие правила банковского бухгалтерского учета);
· бенефициарных владельцах эмитента;
· дочерних и зависимых хозяйственных обществах эмитента, унитарных предприятиях, учредителем которых является эмитент (полное и сокращенное (при его наличии) наименование, место нахождения, учетный номер плательщика) на первое число месяца, предшествующего месяцу утверждения проспекта эмиссии (при отсутствии у эмитента более актуальной информации);
· кредитном рейтинге (рейтинге) эмитента (при его наличии), о присвоенном кредитном рейтинге (рейтинге) эмиссионным ценным бумагам (при его наличии);
· примененных к эмитенту и его руководителям мерах административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах, таможенного и налогового законодательства;
· наличии (отсутствии) открытых в отношении эмитента исполнительных производств и задолженности по исполнительным документам;
· представителе владельцев облигаций (при его наличии).
В связи с введением новых видов финансовых инструментов (структурных, депозитарных и стрип-облигаций), внедрением программы эмиссии биржевых облигаций в проспект эмиссии также включаются:
· порядок и условия стрипования облигаций;
· сведения, которые должны содержаться в проспекте эмиссии программы биржевых облигаций: его общей части и специальных частей.
В целях реализации подп. 2.3 п. 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», а также облегчения для эмитентов заполнения раздела проспекта эмиссии «Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента», в Инструкции предусмотрено, что указанный раздел будет включать в себя бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность, составляемую эмитентом, аудиторские заключения по этой отчетности, расчет стоимости чистых активов эмитента облигаций в виде копий указанных документов, прилагаемых к проспекту эмиссии. Таким образом, исключается необходимость переноса в проспект эмиссии сведений из этих документов.
Кроме того, в проспект эмиссии предусмотрено включение макета образца бланка облигации в виде приложения к проспекту эмиссии (в случае эмиссии облигаций в документарной форме). Это позволит инвесторам сравнивать предлагаемую к продаже облигацию в документарной форме с макетом, содержащимся в проспекте эмиссии, и убедиться в ее соответствии указанному макету (реквизиты облигации, объем прав, удостоверяемых облигацией, содержащиеся в проспекте эмиссии и в макете образца бланка облигации, должны быть идентичны).
Анкета выпуска эмиссионных ценных бумаг, включенных в Государственный реестр ценных бумаг, дополнена информацией о выпуске стрипов и о проведении процедуры стрипования.
Введены формы:
· информации о предстоящей процедуре стрипования, направляемой в центральный депозитарий;
· заявления инициатора процедуры стрипования в случае осуществления процедуры стрипования выпуска стрип-облигаций по инициативе лица, на счете «депо» которого находится весь выпуск стрип-облигаций.
Также обновленная Инструкция предусматривает совершенствование процессов регистрации ценных бумаг, внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг и в эмиссионные документы, раскрытия соответствующей информации на Едином портале финансового рынка с учетом задач по оптимизации административных процедур и цифровизации бизнес-процессов.
Установлен порядок раскрытия зарегистрированного проспекта эмиссии в случае эмиссии облигаций, а также акций, размещаемых путем открытой подписки (продажи).
Проспектом эмиссии процентных облигаций может быть предусмотрено начисление процентного дохода, а также выплата номинальной стоимости при их погашении (досрочном погашении) с учетом индексации номинальной стоимости процентных облигаций (далее — индексируемые облигации) в зависимости соотношения значения определенного в проспекте эмиссии таких облигаций показателя, который может принимать только положительные значения (далее — показатель, используемый для расчета индекса), по состоянию на любую из дат в пределах срока обращения таких облигаций к значению показателя, используемого для расчета индекса, по состоянию на дату начала размещения таких облигаций.
Реализована возможность применения каскадной модели выплаты дохода по ценным бумагам как альтернатива общепринятому порядку. В таком случае эмитент вместо перечисления выплат по облигациям лицам, указанным в реестре владельцев облигаций, вправе заключить с центральным депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь договор на организацию погашения, досрочного погашения облигаций и выплаты дохода по ним, что исключит необходимость формирования эмитентом реестра владельцев ценных бумаг для каждого процентного периода.
Новации закона
Напомним, что 23 июля 2023 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг», а также в Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».
Изменения в Закон предусматривают, что сделки с некоторыми видами ценных бумаг могут осуществлять только квалифицированные инвесторы.
Перечень квалифицированных инвесторов установлен в Законе и включает в себя, среди прочих, банки, НКФО, профучастников рынка ценных бумаг, страховые организации, специальные финансовые организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие организации инвестиционных фондов, а также резидентов Парка высоких технологий. Квалифицированными инвесторами также могут быть лица, прямо не указанные в Законе, если они соответствуют требованиям, установленным Министерством финансов. Предполагается, что к последним будут относиться физические лица с действующим аттестатом специалиста рынка ценных бумаг.
Перечень ценных бумаг, сделки с которыми вправе совершать только квалифицированные инвесторы, устанавливается Министерством финансов.
Новая редакция Закона предусматривает возможность выпуска эмитентами депозитарных, структурных и стрип-облигаций.
Депозитарные облигации — облигации, эмитируемые в бездокументарной форме, выпуск которых регистрируется центральным депозитарием. Ключевые особенности депозитарных облигаций:
· не требуют обеспечения;
· размещаются и обращаются только на организованном рынке среди квалифицированных инвесторов, собственников имущества (участников, акционеров) эмитента и иных лиц, определяемых Министерством финансов или соответствующих определенным условиям;
· размещение среди неквалифицированных инвесторов допускается в случае соответствия эмитента и (или) депозитарных облигаций требованиям, установленным Министерством финансов;
· к эмитентам (кроме финансовых организаций) предъявляется единственное требование — наличие у него сформированного уставного фонда;
· выплата дохода, погашение (досрочное погашение), досрочный выкуп депозитарных облигаций осуществляются эмитентом при условии отсутствия у него не исполненных в срок обязательств по иным облигациям.
В силу особенностей правового регулирования депозитарные облигации будут выполнять роль инструмента для привлечения венчурного финансирования на ранних этапах развития компаний.
Структурные облигации предусматривают право владельца на получение выплат по ним в зависимости от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств, определенных проспектом эмиссии. Выпускать такие облигации могут только банки, НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», профучастники рынка ценных бумаг и специальные финансовые организации. Структурные облигации размещаются исключительно на организованном рынке и только среди инвесторов, перечень которых определит Министерство финансов.
Стрип-облигации предполагают возможность раздельного размещения и обращения облигаций в виде стрипов на номинальную стоимость и стрипов на процентный доход.
Закон с внесенными изменениями выделяет роль представителя держателей облигаций как лица, единолично действующего от имени и в интересах их владельцев. Порядок осуществления деятельности общего собрания владельцев облигаций и их представителя, требования к такому представителю, а также его права и обязанности будут определены Советом Министров Республики Беларусь.
В роли номинального держателя ценных бумаг выступает иностранный депозитарий, которому в центральном депозитарии открыт счет «депо» для учета прав на ценные бумаги в интересах его клиентов. Таким образом, для приобретения ценных бумаг в Беларуси иностранным инвесторам не потребуется открывать счет «депо» в местном депозитарии — вместо этого можно будет прибегнуть к посредничеству номинального держателя.
Новая процедура выпуска ценных бумаг
Процедура эмиссии ценных бумаг претерпела ряд изменений, направленных прежде всего на ее упрощение. Среди прочего, предусмотрено следующее:
· при эмиссии эмиссионных ценных бумаг больше не требуется заверять краткую информацию и предоставлять регулятору отчет об итогах размещения выпуска (дополнительного выпуска);
· предусмотрена возможность представления документов для госрегистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в электронной форме (в виде электронного документа либо электронной копии документа на бумажном носителе) через единый портал электронных услуг, при этом документы в электронной форме эмитент может представить через своего представителя;
· подписка на эмиссионные ценные бумаги считается открытой (и, соответственно, эмиссия должна соответствовать расширенным требованиям), если ценные бумаги предлагаются к продаже более чем 150 субъектам гражданского права (ранее — 50 субъектам);
· отражена возможность размещать акции дополнительного выпуска среди членов совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа и (или) работников акционерного общества;
· при эмиссии биржевых облигаций предусмотрена возможность эмитента утверждать проспект эмиссии сразу на несколько выпусков таких облигаций (программа выпусков).
Также в Законе предусмотрено новое основание для отказа в регистрации выпуска облигаций. Так, в регистрации будет отказано, если в течение пяти лет до подачи документов на регистрацию имел место дефолт по облигациям со стороны дочерней компании заявителя.
Обеспечение исполнения обязательств по облигациям
Изменения включают, среди прочего, следующие:
· установлено требование о проведении независимой оценки и экспертизы достоверности независимой оценки транспортных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества, используемых в качестве обеспечения исполнения обязательств по облигациям;
· уточнены (детализированы) требования к банковской гарантии, поручительству и страхованию, которые используются в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по облигациям;
· изменены требования, применяемые к эмитентам необеспеченных облигаций. В частности, эмиссия небанковскими юрлицами необеспеченных облигаций допускается при условии, что объем выпусков необеспеченных облигаций и объем обязательств по выпускам стри-поблигаций или выпускам стрипов на эти облигации в совокупности не превышают 80 % стоимости чистых активов эмитента, уменьшенной на сумму предоставленного эмитентом обеспечения (ранее — 100 %);
· установлено требование о предоставлении аудиторского заключения при регистрации выпуска облигаций (биржевых облигаций);
· уточнены требования, применимые при выпуске биржевых облигаций.
Установлено требование об использовании небанковскими профучастниками, небанковскими акционерными обществами и специальными финансовыми организациями специальных счетов.
<...>