Что меняется для нанимателей и граждан: подписан Закон «Об изменении законов по вопросам занятости населения» |
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 октября подписал Закон № 36-З «Об изменении законов по вопросам занятости населения», которым вводится институт квотирования рабочих мест для инвалидов. Квоты будут устанавливаться в порядке и размерах, определенных Правительством Республики Беларусь, для нанимателей всех форм собственности (кроме общественных объединений инвалидов, некоммерческих и бюджетных организаций).
Законом предусмотрено расширение перечня категорий безработных, которым предоставляются дополнительные гарантии занятости. К ним отнесены граждане предпенсионного возраста (за 5 лет до достижения пенсионного возраста), а также те, кто прекратил находиться в ЛТП, и лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию.
Нанимателям предоставляется право заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения о текущей и перспективной потребности в работниках на действующие и новые рабочие места.
Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, чуть ранее представляя на заседании Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь текст Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», обратила внимание, что Закон изложен в новой редакции, а также предусматривается внесение ряда изменений в 10 законов Республики Беларусь.
Для нанимателей
1. Для обеспечения актуальности и полноты Общереспубликанского банка вакансий закрепляются 2 новых требования для нанимателя:
· обязательная подача вакансий в Общереспубликанский банк только в электронном виде (за исключением работодателей с численностью работников не более 5 человек);
· вводится запрет на размещение сведений о наличии вакансий на коммерческих онлайн-ресурсах, которые не заявлены в Общереспубликанский банк. При этом нанимателю не запрещается размещать сведения о вакансиях на иных онлайн-ресурсах.
Справочно
Наниматель обязан уведомлять о наличии вакансий в течение 5 дней с даты образования. В соответствии с п. 3 ст. 10.11 КоАП неисполнение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 15 БВ.
Одновременно нанимателям предоставлена возможность не уведомлять службы занятости о наличии вакансий, если работа по этой вакантной должности выполняется работником дополнительно наряду со своей основной работой или сверх продолжительности рабочего времени.
2. Нанимателям предоставляется возможность заявлять в Общереспубликанский банк вакансий сведения не только о текущей, но и о перспективной потребности в работниках.
Например, наниматель сможет заявлять в Общереспубликанский банк перспективные вакансии по планируемым к созданию новым рабочим местам или освобождаемым в перспективе действующим рабочим местам в связи с выходом работника на пенсию.
3. Внедряется институт квотирования рабочих мест для инвалидов.
Квоту предлагается устанавливать нанимателям всех форм собственности (за исключением общественных объединений инвалидов, их организационных структур и учрежденных ими коммерческих организаций, некоммерческих организаций и бюджетных организаций).
Как это будет работать?
Наниматель должен выделить или создать нужное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Эти места предназначены только для инвалидов и при их отсутствии должны быть вакантными, не заниматься другими категориями граждан.
В случае необоснованного отказа в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты наниматель и (или) уполномоченное должностное лицо нанимателя будут привлекаться к административной ответственности.
Порядок установления квот будет определяться Правительством Республики Беларусь.
Для граждан
1. Изменяется подход по обучению безработных — под заказ нанимателя.
Обучение предлагается осуществлять преимущественно в рамках трехстороннего договора, заключенного между службой занятости, гражданином и нанимателем.
В случае отказа от трудоустройства к нанимателю, с которым заключен трехсторонний договор, либо неотработки установленного в договоре срока безработный обязан будет возместить понесенные государством затраты.
2. Расширяются возможности для обучения.
Предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по востребованным на рынке труда профессиям гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
3. Расширяется возможность для регистрации граждан в качестве безработных:
· не только по месту жительства (прописки), но и по месту пребывания;
· по электронной регистрации в службе занятости.
4. Изменяются подходы к назначению пособия по безработице.
Период выплаты пособия по безработице сокращается — с 6 до 3 месяцев.
При этом выплата пособия по безработице на протяжении 6 месяцев сохраняется для:
· безработных граждан за 5 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
· а также проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда.
Пособие по безработице будет назначаться гражданам при соблюдении 3 условий:
· необходимо зарегистрироваться в службе занятости в течение месяца с даты увольнения;
· быть уволенным только по уважительным причинам;
· не менее 5 лет до регистрации безработным состоять в трудовых отношениях с уплатой взносов в Фонд социальной защиты населения.
Предусматривается назначение пособия по безработице независимо от стажа работы некоторым гражданам:
· длительный перерыв в работе которых связан с уходом за детьми (в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека);
· осуществляющим «родственный» уход за пожилым или инвалидом I группы;
· в возрасте до 21 года, впервые ищущим работу.
5. Максимальный период нахождения на учете в службе занятости сокращается с 18 до 12 месяцев.
6. Расширяется перечень категорий безработных, которым предоставляется возможность трудоустройства в счет брони:
· для граждан предпенсионного возраста — за 5 лет до достижения пенсионного возраста (в настоящее время — за 2 года);
· новые категории в счет брони — граждане, страдающие алкоголизмом, наркоманией и прошедшие медицинскую реабилитацию, а также вышедшие из ЛТП.
Дополнительно
o Изменения в терминологии.
Определение «оплачиваемые общественные работы» предлагается заменить на «оплачиваемые временные работы».
Данное изменение вносится для разграничения понятий «общественных работ» как вида административного взыскания и «оплачиваемых общественных работ», которые выполняются гражданами по срочным трудовым договорам либо гражданско-правовым договорам в целях получения дополнительного заработка.
Дается определение «работники, находящиеся под угрозой увольнения».
Вводятся термины «гражданин, обратившийся по вопросам трудоустройства», «квота для приема на работу инвалидов», «субсидированное рабочее место».
o Дополняются основания для исключения из Реестра агентств по трудоустройству.
Агентства по трудоустройству предоставляют на ежегодной основе информацию об услугах по содействию в трудоустройстве за предыдущий год. В случае непредставления данной информации агентства по трудоустройству будут исключаться из Реестра агентств по трудоустройству по решению Министерства труда и социальной защиты.
Введение данной нормы позволит обеспечить актуализацию Реестра агентств по трудоустройству.
В республике зарегистрировано 214 агентств по трудоустройству, из них 130 юридических лиц и 84 индивидуальных предпринимателя.
Подготовлено по материалам Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Подведены итоги выполнения генсоглашения между правительством, нанимателями и профсоюзами
На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам подвели очередные итоги выполнения генерального соглашения между правительством, объединениями профсоюзов и нанимателей. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Этот документ подписывается раз в три года и закрепляет обязательства трех сторон социального партнерства — правительства, профсоюзов и нанимателей — по предоставлению социально-экономических гарантий работникам, достижению определенных показателей в сфере занятости населения, уровня оплаты труда, социальной защиты и т. д. Итоги работы за первое полугодие текущего года показывают: абсолютное большинство договоренностей, закрепленных в соглашении, выполняется.
Так, один из важнейших вопросов для профсоюзов — это уровень реальных доходов населения. Здесь фактические показатели значительно опережают прогнозные. В основном такой результат достигнут за счет увеличения самой крупной составляющей доходов — оплаты труда. При запланированном показателе роста на 3,9 % в 2024 году реальная заработная плата за восемь месяцев текущего года увеличилась на 13,2 % к аналогичному периоду прошлого года. При этом стоит отметить и еще один важный критерий: количество организаций, где средняя зарплата менее 150 % минимальной оплаты труда, по сравнению с началом года сократилось в 7 раз.
Также выполнены все договоренности по сохранению и развитию социальной поддержки населения, в том числе выплате пособий, поддержке наиболее уязвимых категорий населения.
<...>