Что делать, если российский банк отказал в проведении операции или ограничил операции по счету: Методические рекомендации Центробанка России |
Бизнесу важно, чтобы взаимодействие с банком было комфортным и оперативным. Но иногда предприятия сталкиваются со сложностями: банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции.
Подобные ситуации, как правило, возникают, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает «антиотмывочное» или налоговое законодательство.
Российские банки обязаны выявлять подозрительные операции по Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Они действуют на основании собственных правил внутреннего контроля и оценивают уровень риска каждого клиента. Это может быть низкий, средний и высокий уровень риска ("зеленый", "желтый" и "красный" уровни). В зависимости от того, к какой группе относится клиент, банк выстраивает свои отношения с ним.
Для того чтобы снизить риск попадания в "красную зону":
-
своевременно информируйте банк и налоговую, если меняются сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, и ЕГРИП и проверяйте актуальность записей в этих базах;
-
подробно и внимательно заполняйте платежные документы;
-
оперативно представляйте документы по запросу банка;
-
не дробите бизнес на много разных фирм;
-
минимизируйте расходы наличными и не снимайте их в большом объеме;
-
проверяйте самостоятельно контрагентов.
-
ведите мониторинг поступающей корреспонденции, вовремя представляйте отчетность и платите налоги.
Для того чтобы узнать, по какой причине банк ввел те или иные ограничения, следует обратиться в кредитную организацию.
Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счета можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России. Ее решения обязательны для исполнения кредитными организациями.
Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса — платформы "Знай своего клиента" он — доводит эту информацию до всех кредитных организаций. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счету такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.
Заявления в МВК подаются через интернет-приемную на сайте Банка России или по почте.
В этом случае клиент также имеет право оспорить примененные к нему меры. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер.
Операции по счету могут быть также ограничены, потому что клиент нарушает Налоговый кодекс или приказы ФН: например, в срок не представляет налоговую отчетность. Решение налоговой о приостановлении операций по счету направляется как в банк, так и налогоплательщику. Уточнить причину приостановки операции можно как в банке, так и в налоговой. Затем следует устранить нарушение — подать декларацию, уплатить налоги и подать в ФНС документы, подтверждающие это.
Подробнее читайте в Методических рекомендациях Банка России.
При необходимости для обращений в банк и Межведомственную комиссию при Банке России можно использовать приложенные в Методических рекомендациях шаблоны заявлений:
-
заявление о представлении информации о причинах ограничения ДБО (банк-клиент) в редакторе MS-Word;
-
заявление о представлении информации о причинах ограничения использования/выпуска/перевыпуска платежной карты в редакторе MS-Word;
-
заявление о направлении документов в целях заключения договора банковского счета (вклада) в редакторе MS-Word;
-
заявление о направлении документов и сведений в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее Банком было принято решение об отказе в совершении указанной операции, в редакторе MS-Word;
-
заявление об обжаловании решения банка об отказе в совершении операции в редакторе MS-Word;
-
заявление об обжаловании решения банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) в редакторе MS-Word;
-
заявление об обжаловании решения банка о применении мер, предусмотренных пунктом 5 статьи 7.7 Федерального закона № 115-ФЗ, в редакторе MS-Word.
<...>