Банк или клиент? — кто именно обязан проявлять должную осмотрительность при расчетах по ВЭД? |
Санкции в отношении Беларуси начинают заметно влиять на работу предприятий и банков в части проведения международных платежей, осуществления переводов и сотрудничества с иностранными платежными системами, содействуя финансовой изоляции страны.
Еще на первых этапах санкционного марафона эксперты заявляли, что «полной блокады не случится, поскольку чем сильнее будет давление на белорусские банки со стороны западных финансовых институтов, тем теснее будет их сотрудничество с российскими учреждениями». Ситуация меняется с каждым днем, и прогноз специалистов подтверждается: от введения санкций проиграли в первую очередь клиенты банков — частные лица и бизнес, для которых проведение обычных финансовых операций превращается в непредсказуемую русскую рулетку.
По свежим данным системы межбанковских переводов SWIFT, российский рубль по итогам октября 2021 г. вошел в топ-20 популярных мировых валют, заняв долю 0,2% глобальных расчетов, что наглядно подтверждает тенденцию.
На примере последних месяцев мы уже видим, что при возникновении конфликтных ситуаций резиденты пытаются переложить свои риски на банки и контрагентов-нерезидентов.
Обращение к услугам банка не освобождает клиента от необходимости при любых условиях проявлять осмотрительность и заботу о своих экономических интересах.
Действуя осторожно и разумно при осуществлении своей внешнеторговой деятельности, а также при выборе валюты расчетов, компании должны учитывать санкционные риски. В целях минимизации риска блокировки денежных средств из-за санкций юрлица не лишены возможности изменения валюты расчетов, а также выбора контрагентов. По условиям делового оборота выбор контрагента, определение заключаемых с ним договорных условий, в том числе таких, как валюта и порядок расчетов, осуществляются участниками гражданского оборота самостоятельно на свой страх и риск. Указанные действия ими совершаются вне контроля банковских организаций.
Для нас пока открыт вопрос, обязаны ли и когда, в каком виде резиденты представлять банку информацию, свидетельствующую о возможных рисках блокировки денежных средств в результате применения международных санкций при проведении переводов через банки-корреспонденты страны — эмитента валюты. Каким образом будет в дальнейшем регламентирован вопрос информирования о возможных рисках в отношении себя и своих бенефициарных владельцев.
Банки перед выполнением расчетной операции уже проводят мониторинг по имеющимся у них доступным источникам относительно нахождения клиента-резидента в публичных санкционных списках международных организаций и иностранных государств (ООН, США, ЕС, Великобритании, Канады, Китая, Гонконга и др.), при этом сведения о бенефициарном владельце компании из публичных источников установить проблематично, поскольку указанная информация является закрытой, а сами клиенты не всегда своевременно и достоверно раскрывают ее банку.
Если компания не проявила должную осмотрительность в выборе контрагента либо не учла, что в отношении нее либо ее бенефициаров введены санкции, а кредитной организации необходимые сведения не были представлены и не могли быть установлены из публичных источников, то риск возникновения неблагоприятных последствий относится именно на ее счет. Тогда считается, что причинение убытков в случае блокировки иностранным банком денежных средств при переводе по поручению такой компании происходит в результате ее собственной неосмотрительности.
Клиент перед выбором банка для осуществления перевода за границу должен действовать разумно и учитывать риски, запрашивать необходимую информацию. Перед оформлением платежных документов на перевод клиенту необходимо дополнительно выяснять маршрут его осуществления, а также какие иностранные банки-корреспонденты будут задействованы, поскольку после выполнения поручения на перевод его нельзя будет отменить.
В случае блокировки денежных средств иностранным банком клиенту следует изучить процедуру открытия доступа к своему имуществу в соответствии с законами страны, в которой это произошло, а не требовать от своего белорусского банка возместить эти убытки.
Далее, если клиент никаких действий по разблокировке денежных средств не предпринял в соответствии с административными и судебными процедурами страны, которая ввела экономические санкции, не получил отказ в возврате денежных средств, подтвержденный компетентными органами иностранного государства, то заблокированные деньги на счете нельзя считать убытками. Это связано с тем, что деньги не теряются, так как существует принципиальная возможность их возврата в соответствии с установленной процедурой.
<...>