Анализ изменений в регулировании торговли и общественного питания |
Документом вносятся изменения в:
-
Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»;
-
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
Закон предусматривают три блока мер
Первый блок мер направлен на реализацию мероприятий Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, утвержденной Декретом Высшего государственного совета от 04.11.2021 № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 — 2023 годы», исходя из наиболее льготного режима, действующего на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, и предусматривает меры, направленные на либерализацию условий ведения бизнеса:
-
исключение понятий «крупный магазин» и «сеть общественного питания» и предъявляемых к ним требований;
-
отмену обязанности субъектов хозяйствования подавать в местные исполнительные и распорядительные органы уведомление о начале осуществления экономического вида деятельности (в отношении розничной и оптовой торговли, общественного питания);
-
отмену обязанности согласования с местными исполнительными и распорядительными органами ночного (после 23.00 и до 7.00) режима работы объектов торговли и общественного питания. Исключение составят объекты, в которых в ночное время реализуются алкогольные, слабоалкогольные напитки и (или) пиво.
Второй блок мер направлен на оказание поддержки отечественным производителям и насыщение потребительского рынка качественными товарами и предусматривает:
-
введение запрета на возмещение торговым сетям затрат на утилизацию продовольственных товаров;
-
введение запрета на возврат торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней;
-
введение запрета на предоставление вознаграждений за осуществление операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, а также иных видов вознаграждений, определенных Советом Министров Республики Беларусь;
-
предоставление Совету Министров полномочий на определение порядка расчетов при поставке отдельных видов товаров;
-
закрепление обязанности субъектов розничной торговли разрабатывать и согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте;
-
введение обязанности субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров представлять Министерству антимонопольного регулирования и торговли, облисполкомам и Минскому горисполкому, а в случаях, установленных законодательными актами, иным государственным органам по их запросу и в установленные ими сроки информацию, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли и общественного питания.
Третий блок мер направлен на создание условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли и совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли и предусматривает:
-
изменение порядка начала осуществления торговли и общественного питания — любой торговый объект, объект общественного питания, торговый центр, рынок и интернет-магазин сможет начать работу только со дня включения сведений о нем в Торговый реестр;
-
расширение перечня технологий, с помощью которых осуществляется розничная торговля с использованием сети Интернет (не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет).
В Законе прописано, что субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет через интернет-магазин и (или) с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предоставляющих возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи в этих сетях, системах и на этих ресурсах.
Также уточнены определения отдельных терминов: торговый объект, объект общественного питания и др.
Введен ряд новых терминов: «интернет-магазин», «услуги по продвижению товаров»:
-
интернет-магазин — сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте;
-
услуги по продвижению товаров — услуги по рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов, исследованию потребительского спроса, проведению маркетинговых исследований и (или) подготовке информации о таких исследованиях, подготовке иной информации о товарах, иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.
Анализ изменений норм постановлений
Советом Министров Республики Беларусь в целях приведения актов законодательства в соответствие с положениями Закона № 358-З подготовлен проект постановления «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 7 марта 2024 г. № 358-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания»», которым предусмотрены изменения в следующие постановления:
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.11.2020 № 74 «О перечнях товаров»;
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 05.06.2018 № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений»;
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.01.2022 № 5 «Об утверждении регламентов административных процедур в области торговли и общественного питания»;
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 30.06.2021 № 49 «О порядке включения товаров в перечень товаров и исключения товаров из него»;
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.10.2022 № 63 «Об утверждении регламента административной процедуры»;
-
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 07.04.2021 № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам» (далее — постановлением № 23);
-
постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 08.05.2007 № 18 «Об эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения».
Предусматривается, что проект постановления вступит в силу с 11 июля 2024 г.
Рассмотрим эти изменения подробнее.
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2004 № 1537 «Об утверждении Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище» (далее — постановление № 1537).
Учитывая, что в Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее — Правила дистанционной торговли), вносятся изменения в части снятия запрета на продажу биологически активных добавок к пище с использованием Интернет, в Положении о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденном постановлением № 1537, также предусматривается возможность осуществления такой торговли. Одновременно указанное положение приводится в соответствие с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и Законом Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека».
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли» (далее — постановление № 31).
С учетом изменений, внесенных в пункт 3 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З в Правилах дистанционной торговли:
-
даются определениями новых терминов, в том числе «интернет-площадка», «пункт выдачи заказов»;
-
устанавливаются дополнительные требования к продавцам, а также требования к владельцам интернет-площадок и пунктов выдачи заказов, которые оказывают продавцам и покупателям услуги, связанные
с продажей товаров с использованием сети Интернет, обязанность владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов довести до сведения покупателя необходимую информацию о себе, обязанность владельцев интернет-площадок разработать в соответствии с законодательством Республики Беларусь и разместить на своей интернет-площадке правила предоставления услуг на интернет-площадке, обеспечить на интернет-площадке техническую возможность направления покупателем в электронной форме обращений (жалоб) о нарушении его прав, обязанность владельцев интернет-площадок и пунктов выдачи заказов оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, и др.; -
устанавливаются особенности заключения договора розничной купли-продажи в сети Интернет (путем направления электронных сообщений либо в электронной форме непосредственно на сайте интернет-ресурса продавца или интернет-площадки, договор считается заключенным после направления покупателю подтверждения о заключении договора);
-
устанавливаются особенности доведения до сведения покупателей информации о товарах, продажа которых лицам, не достигшим определенного возраста, запрещена законодательством, а также передачи таких товаров покупателю (представление информации о товарах — после подтверждения покупателем на интернет-ресурсе своего возраста, выдача — после предъявления заключившим договор документа, содержащего дату рождения, фотоизображение (цифровой фотопортрет) и позволяющий установить возраст этого покупателя). Учитывая значительный объем изменений Правила дистанционной торговли излагаются в новой редакции.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров» (далее — постановление № 703).
В целях приведения в соответствии с терминологией, используемой в новой редакции статьи 18 Закона № 128-З (в отношении перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте), корректируется название, преамбула, пункты 1 и 3 постановления № 703.
Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, утвержденной постановлением № 703, приводится в соответствие с новой редакцией статьи 18 Закона № 128-З. В частности, в этом Положении:
-
устанавливается порядок разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте (сохранены действующие подходы);
-
определяются торговые объекты, для которых такой перечень не требуется (сохранены действующие подходы);
-
в целях исключения неоднозначности понятие «автозаправочная станция» заменяется на «топливозаправочная колонка». Определение данного вида торгового объекта будет дано в классификации торговых объектов по видам и типам, установленной постановлением № 23. С учетом значительного количества изменений указанное положение излагается в новой редакции.
В Правилах продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением № 703 (далее — Правила продажи):
-
в целях исключения дублирования со статьей 17 Закона № 128-З исключается пункт 4 Правил продажи (установление режима работы);
-
вносится правка редакционно-технического характера в пункт 18 Правил продажи (исключается излишнее упоминание про скидки);
-
с учетом сложившейся правоприменительной практики и поступающих обращений граждан и субъектов хозяйствования в пункте 26 Правил продажи предусматривается исключение для неупакованных производителем, реализуемых поштучно и на развес тортов и пирожных;
-
учитывая, что в Правила дистанционной торговли вносятся изменения в части снятия запрета на продажу пиротехнических изделий бытового назначения с использованием сети Интернет, в пункте 100 Правил продажи предусматривается возможность осуществления такой торговли.
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2018 № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» (далее — постановление № 740).
В целях приведения в соответствие с новой редакцией статьи 17 (в части исключения административных процедур по согласованию режима работы после 23.00 и до 7.00 торговых центров, рынков, а также торговых объектов и объектов общественного питания, в которых в указанный период времени не осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом), с новой терминологией, используемой в статье 18 (в отношении перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте) и новой редакцией и терминологией, используемой в пункте 1 статьи 20 Закона № 128-З (состав сведений Торгового реестра), вносятся соответствующие изменения в пункты 140, 143 — 145 перечня административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, администраций районов в городах, установленного постановлением № 740.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2020 № 271 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» (далее — постановление № 271).
В целях приведения в соответствие с терминологией, используемой в пункте 1 статьи 20 Закона № 128-З (состав сведений Торгового реестра Республики Беларусь) вносятся соответствующие изменения в пункт 33 перечня административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, установленного постановлением № 271.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2021 № 319 «О согласовании режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23.00 и до 7.00» (далее — постановление № 319).
В целях приведения в соответствие с новой редакцией
статьи 17 Закона № 128-З (в части исключения административных процедур по согласованию режима работы после 23.00 и до 7.00 торговых центров, рынков, а также торговых объектов и объектов общественного питания,
в которых в указанный период времени не осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом), вносятся соответствующие изменения в название и
пункт 1 постановления № 319, а также в
Положение о порядке и условиях согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23.00 и до 7.00, утвержденное постановлением № 319 (исключаются торговые центры и объекты, в которых не осуществляется реализация указанных напитков).
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2021 № 363 «О реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — постановление № 363).
В целях приведения в соответствие новой редакцией статьи 20 Закона № 128-З, которой вместо уведомительного принципа внесения сведений в Торговый реестр установлен «разрешительный принцип» в Положении о Торговом реестре Республики Беларусь, утвержденном постановлением № 363:
-
по тексту всего Положения слово «уведомление» заменяется словом «заявление»;
-
Положение дополняется подпунктом 8.61, которым определяется состав сведений, включаемых в Торговый реестр, о формах торговли, осуществляемых без использования торгового объекта;
-
в целях обеспечения положений, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе, и обеспечения функционирования единого рынка в секторах розничной и оптовой торговли предусматривается возможность включения в Торговый реестр сведений об осуществлении форм торговли, осуществляемых без использования торгового объекта, в том числе через интернет-магазин также и нерезидентами, осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь. Одновременно предусматривается, что внесение таких сведений может осуществляться любым уполномоченным органом по усмотрению заявителя;
-
устанавливаются дополнительные случаи отказа во внесении сведений в Торговый реестр, которые определены исходя из основных, наиболее важных с точки зрения государственного регулирования, требований, установленных законодательством в области торговли и общественного питания. При этом местные исполнительные и распорядительные органы в настоящее время обладают необходимой информацией для проведения оценки выполнения этих требований.
В целях приведения в соответствие с новой редакцией пункта 3 статьи 24 Закона № 128-З (в части исключения понятия «крупный магазин» и установленных к их владельцам требований) вносятся соответствующие изменения в пункт 1 Положения об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов, утвержденного постановлением № 363.
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (далее — постановление № 548).
В целях приведения в соответствие с новой редакцией статьи 17 (в части исключения административных процедур по согласованию режима работы после 23.00 и до 7.00 торговых центров, рынков, а также торговых объектов и объектов общественного питания, в которых в указанный период времени не осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками и (или) пивом), с новой терминологией, используемой в статье 18 (в отношении перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте), и новой редакцией и терминологией, используемой в пункте 1 статьи 20 Закона № 128-З (состав сведений Торгового реестра), вносятся соответствующие изменения в подпункты 8.3.1 пункта 8.3, подпункты 8.8.1, 8.8.2 пункта 8.8 и подпункт 8.9.1 пункта 8.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением № 548, пункты 8.8.3 и 8.8.4 пункта 8.8 из этого перечня исключаются.
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее — постановление № 713).
Учитывая, что положения, определяющие порядок разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, предусмотрены в новой редакции статьи 18 Закона № 128-З и Положения о порядке разработки, утверждения и согласования перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте, пункт 13 постановления № 713 исключается.
Анализ отдельных положений
Порядок розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом населению с использованием сети Интернет регулируется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.05.2023 № 69 «О розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом».
В частности, установленный в Правилах дистанционной торговли запрет на продажу с использованием сети Интернет биологически активных добавок, ветеринарных препаратов и пиротехнических изделий бытого назначения ставит в неравные условия белорусских и иностранных, в первую очередь российских, субъектов хозяйствования, осуществляющих торговлю с использованием сети Интернет, поскольку такие запреты, в частности, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрены. Учитывая изложенное, в целях создания равных условий для белорусских субъектов торговли предлагается снять запреты на продажу указанных товаров с использованием сети Интернет, установив при этом определенные требования к осуществлению такой торговли. Одновременно, учитывая, что Закон № 128-З не регулирует отношения, связанные с продажей лекарственных средств, в Правилах дистанционной торговли исключается запрет на продажу с использованием сети Интернет лекарственных средств.
Кроме того, в настоящее время в рамках применения пункта 26 Правил продажи субъектами хозяйствования и покупателями отмечаются отдельные неясности в части предоставления бесплатной упаковки для кондитерских изделий (тортов, пирожных), изготовленных при осуществлении общественного питания и реализуемых такими субъектами в принадлежащих им торговых объектах, которые поступили в торговый зал в неупакованным виде и продаются на развес или поштучно.
Согласно пункту 26 Правил продажи продавец обязан передать покупателю такие товары в упакованном виде без взимания платы за потребительскую упаковку. Вид потребительской упаковки определяется продавцом самостоятельно и должен обеспечить сохранение качества и потребительских свойств товаров. Вместе с тем на практике возникают вопросы с определением вида бесплатной потребительской упаковки, которая обеспечит сохранение качества и потребительских свойств тортов и пирожных. В зависимости от вида торта (пирожных) это могут быть: полиэтиленовый пакет или контейнер.
Розничная цена на реализуемые на вес или поштучно неупакованных тортов, пирожных собственного производства, как правило, формируется исходя из стоимости набора сырья и наценок на килограмм изделий. Стоимость упаковки в калькуляционных карточках для расчета розничной цены не указывается (компенсируется наценкой общепита, размер которой устанавливается с учетом конъюнктуры рынка).
Увеличение надбавки общественного питания на стоимость более дорогого вида упаковки (например, коррексы) вызовет негативные отзывы населения и снижение покупательского спроса. Также не представляется возможным заранее включить в розничную цену кусочка торта или пирожного определенного веса включить стоимость подходящей по размеру упаковки.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в пункт 26 Правил, продажи предусмотрев исключение требования по предоставлению бесплатной упаковки при продаже в торговых объектах неупакованных кондитерских изделий собственного производства, продаваемых поштучно или на вес. Данная мера позволит обеспечить упаковывание таких изделий в потребительскую упаковку по выбору покупателя, не повышая при этом цены на них.
Проект постановления также предусматривает:
-
введение новых административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;
-
установление и (или) увеличение размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;
-
сокращение сроков действия справок, иных документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования.
<...>