Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности организаций в процессе проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разъяснение Аудиторской палаты |
Проявляя профессиональный скептицизм в ходе планирования и проведения аудита согласно пункту 9 национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114, при проведении анализа финансовой устойчивости и платежеспособности аудируемого лица, а также показателей его бухгалтерской и (или) финансовой отчетности аудитору следует руководствоваться профессиональным суждением в соответствии с пунктом 13 указанных национальных правил аудиторской деятельности.
Объем показателей и коэффициентов, которые включаются в анализ финансовой устойчивости и платежеспособности аудируемого лица, формируется на основании профессионального суждения аудитора с учетом целей аудита и особенностей деятельности аудируемого лица. Аудитору следует учитывать требования отраслевого законодательства, устанавливающего критерии финансовой устойчивости и платежеспособности, требования по выполнению ключевых показателей деятельности, установленные в деятельности аудируемого лица, а также исходить из практического применения подходов, предусмотренных в анализе хозяйственной деятельности.
Законодательство не ограничивало и не ограничивает аудиторов в выборе критериев и коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность, поскольку они должны формироваться индивидуально с учетом каждого аудиторского задания. Соответственно, аудитору следует определить их самостоятельно, руководствуясь общим или отраслевым законодательством, с учетом оценки рисков в процессе выполнения аудиторского задания и особенностей деятельности аудируемого лица.
До 1 октября 2023 года в ходе анализа коэффициентов платежеспособности аудиторы использовали коэффициенты и критерии, установленные в следующих документах:
· постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования», которое утратило силу с 1 октября 2023 г. в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2023 № 574;
· постановлении Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования», которое утратило силу с 1 октября 2023 г. в связи с принятием постановления Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства».
С 1 февраля 2024 г. перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, включает в части аудита показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (пункт 13 указанного перечня) вопрос анализа показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, а также показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, определенный приложением к национальным правилам аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000 № 81.
В соответствии с пунктом 8 национальных правил аудиторской деятельности «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.03.2003 № 45 (далее — национальные правила аудиторской деятельности № 45), к условным фактам, которые по отдельности или в совокупности должны вызвать у аудиторской организации сомнение в допущении о непрерывности деятельности, относятся финансовые, производственные и прочие условные факты.
Финансовые условные факты:
· отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных законодательством требований в отношении чистых активов;
· привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, а возможности их возврата не имеется;
· необоснованное использование краткосрочных заемных средств для финансирования долгосрочных активов;
· значительный рост просроченной дебиторской и (или) кредиторской задолженностей и неспособность погашать ее (их) в установленные сроки;
· неблагоприятные значения основных финансовых коэффициентов;
· значительные убытки от основной деятельности;
· задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;
· неспособность обеспечения финансирования на развитие деятельности или получения других необходимых инвестиций;
· существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;
· экономически нерациональные долгосрочные обязательства.
В соответствии с пунктом 10 национальных правил аудиторской деятельности № 45, при планировании и проведении аудиторских процедур, а также при оценке их результатов аудиторская организация должна рассмотреть уместность принципа подготовки бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, исходя из допущения о непрерывности деятельности. Даже если допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица не ставится под сомнение, аудиторской организации следует сделать оценку общего финансового состояния аудируемого лица с целью определения его способности выполнять свои обязательства.
Исходя из вышеизложенного, аудитор на стадии планирования, при проведении аудита, а также на его завершающем этапе должен выполнить аудиторские процедуры по анализу показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, а также показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Основными источниками показателей деятельности, которые используются в процессе указанного анализа, являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
В приложениях 1 — 3 представлены рекомендуемые к использованию при проведении аудиторских процедур по анализу показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, а также показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности нормативно-правовые акты и показатели, которые целесообразно использовать при проведении аудита.
Список приложений |
|
Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих отраслевые требования по соблюдению финансовых показателей и коэффициентов |
Приложение 1 |
Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих расчет и оценку финансовых и иных показателей деятельности |
Приложение 2 |
Анализ показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости, которые целесообразно использовать при проведении аудиторских процедур |
Приложение 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отраслевые требования по соблюдению финансовых показателей и коэффициентов
№ п/п |
Орган принятия |
Название документа |
Область регулирования |
1 |
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.07.2022 № 257 «Об утверждении Инструкции о нормативах безопасного функционирования» |
Инструкция о нормативах безопасного функционирования |
Инструкция устанавливает нормативы безопасного функционирования для банков, ОАО «Банк развития» и небанковских кредитно-финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь, единую методику расчета нормативного капитала, активов и обязательств, величин риска, методику оценки выполнения нормативов безопасного функционирования, установленных для банков, ОАО «Банк развития», небанковских кредитно-финансовых организаций, иные требования в области банковского надзора (далее — надзор), связанные с выполнением нормативов безопасного функционирования, а также порядок осуществления надзора за выполнением нормативов безопасного функционирования банками, ОАО «Банк развития», небанковскими кредитно-финансовыми организациями. |
2 |
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2016 № 657 Положение «О принципах регулирования ликвидности банков национальным банком» |
Положение о принципах регулирования ликвидности банков Национальным банком |
Положение определяет принципы проведения Национальным банком операций по регулированию ликвидности банков в белорусских рублях. Положение не регламентирует проведение операций по регулированию ликвидности с небанковскими кредитно-финансовыми организациями. |
3 |
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10.05.2007 № 73 «О критериях и порядке оценки платежеспособности страховых организаций» |
Инструкция о критериях и порядке оценки платежеспособности страховых организаций |
Инструкция устанавливает критерии и порядок оценки платежеспособности страховых организаций. |
4 |
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 14.12.2006 № 158 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов государственных коммерческих организаций, подчиненных Министерству торговли Республики Беларусь, негосударственных коммерческих организаций, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли Республики Беларусь, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства торговли Республики Беларусь» |
Отраслевые рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет |
Отраслевые рекомендации по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет (далее — Рекомендации) устанавливают основные подходы к составлению прогнозов развития на пять лет подчиненных Министерству торговли государственных организаций, юридических лиц негосударственной формы собственности, акции (доли) которых, принадлежащие Республике Беларусь, переданы в управление Министерства торговли, и определяют единые подходы к составу, содержанию и оформлению указанных прогнозов развития, представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение в Министерство торговли. |
5 |
Иные документы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих расчет и оценку финансовых и иных показателей деятельности
№ п/п |
Орган принятия |
Название документа |
Область регулирования |
1 |
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 65 «О Порядке определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр» |
Порядок определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр |
Определяет: · показатели финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и порядок их расчета; · критерии показателей финансовой устойчивости и их значимость; · порядок расчета совокупного показателя финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр. |
2 |
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства» |
Об оценке степени риска наступления банкротства |
Устанавливает показатели оценки степени риска наступления банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об урегулировании неплатежеспособности» возможно применение процедур в ходе производства по делу о банкротстве: · коэффициент обеспеченности обязательств имуществом, характеризующий соотношение обязательств и имущества; · коэффициент просроченных обязательств, характеризующий соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств. |
3 |
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11.06.2012 № 35 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» |
Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов |
Инструкция определяет порядок расчета коммерческими организациями (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) стоимости чистых активов, состав активов и обязательств, принимаемых к расчету стоимости чистых активов, с учетом особенностей осуществляемой данными организациями деятельности. |
4 |
Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 14.10.2021 № 351 «Об утверждении методических рекомендаций» |
Методические рекомендации по проведению комплексной системной оценки финансового состояния организаций |
Методические рекомендации определяют подходы к проведению комплексной системной оценки финансового состояния нефинансовых организаций. (Под нефинансовыми организациями понимаются институциональные единицы, являющиеся коммерческими организациями, относящимися к сектору нефинансовых корпораций, в соответствии со статистическим классификатором СК 00.007-2015 «Институциональные единицы по секторам экономики», утвержденным постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.12.2015 № 219.) |
5 |
Иные документы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости, которые целесообразно использовать при проведении аудиторских процедур
1. Анализ показателей бухгалтерской и (или) финансовой отчетности
Проведение анализа |
Цель |
Горизонтальный анализ актива бухгалтерского баланса: сравнить фактические показатели бухгалтерской и (или) финансовой отчетности предприятия за отчетный период с данными прошлого года и данными бизнес-плана в абсолютной сумме и в процентном отношении (темпах роста/снижения) |
Установление динамики показателей |
Вертикальный анализ актива бухгалтерского баланса: определить долю каждой статьи в общей валюте баланса, дать оценку изменениям, установить факторы, которые привели к изменениям |
Установление структуры показателей |
Анализ собственного капитала: установить факторы изменения величины собственного капитала; проверить соотношение собственного капитала организации и заемного, а также темпы их роста |
Установление источников формирования собственного капитала и направления его использования |
Анализ структуры заемного капитала, а также скорости погашения кредиторской задолженности |
Установление эффективности использования заемного капитала и рисков, связанных с его привлечением |
Анализ состава и структуры долгосрочных активов организации, установить факторы изменения величины долгосрочных активов |
Убедиться, что темпы прироста оборотных активов выше, чем темпы прироста внеоборотных активов (если это не строящееся предприятие) |
Анализ состава и структуры краткосрочных активов организации: установить факторы изменения величины краткосрочных активов; определить оборачиваемость запасов, краткосрочной дебиторской задолженности |
Установление ликвидности запасов и вовлечение их в производственный цикл и оборачиваемость дебиторской задолженности |
Иные показатели |
2. Показатели платежеспособности субъектов хозяйствования (способности своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам) и финансовой устойчивости (способности функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и обязательств, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность)
Наименование показателя |
Формула |
Комментарий |
2.1 Показатели ликвидности |
||
Текущая ликвидность |
КА (стр. 290 ББ) – РБП (стр. 230 ББ), КО (стр. 690 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; КА — краткосрочные активы; РБП — расходы будущих периодов; КО — краткосрочные обязательства. |
Значение меньше 1 означает, что у организации недостаточно краткосрочных активов, которые могут быть конвертированы в денежные средства, чтобы исполнить краткосрочные обязательства. |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
СК (стр. 490 ББ) + + ДО (стр. 590 ББ) – ДА (стр. 190 ББ), КА (стр. 290 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; СК — собственный капитал; ДО — долгосрочные обязательства; ДА — долгосрочные активы; КА — краткосрочные активы. |
Показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников. Значение коэффициента меньше 0,1 означает, что собственные оборотные средства не покрывают даже производственные запасы и товары для обеспечения бесперебойной деятельности организации. |
Свободный денежный поток |
стр. 040 ОДДС + стр. 051 ОДДС – стр. 061 ОДДС – стр. 093 ОДДС, где ОДДС — отчет о движении денежных средств. |
Свободный денежный поток определяет способность организации получать денежные средства, доступные для погашения кредитов, займов, лизинговых платежей, выплаты дивидендов, реинвестирования. Показатель должен иметь устойчивый положительный прирост. |
Иные показатели |
||
2.2 Показатели финансовой устойчивости |
||
Коэффициент финансовой автономии (или независимости) |
СК (стр. 490 ББ), ВБ (стр. 700 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; СК — собственный капитал; ВБ — валюта баланса. |
Коэффициент автономии показывает долю собственных средств предприятия в составе всех источников финансирования. Если он больше или равен 0,5, это означает, что активы организации в основном сформированы за счет собственных средств. |
Коэффициент финансового левериджа |
О (стр. 590 ББ + стр. 690 ББ), СК (стр. 490 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; О — обязательства организации; СК — собственный капитал. |
Коэффициент финансового левериджа показывает зависимость предприятия от внешнего финансирования. Если значение коэффициента выше единицы, это говорит о том, что предприятие финансируется в основном за счет заемных средств, что повышает риски неисполнения обязательств. |
Коэффициент отношения процентных обязательств к EBITDA (сумме прибыли до налогообложения, начисления процентов, амортизации) |
ПО , EBITDA где ПО — обязательства организации по кредитам и займам, а также по лизинговым платежам (сумма значений строк 510, 520, 610, 620, 636 бухгалтерского баланса); EBITDA — сумма прибыли до налогообложения, начисления процентов (сумма значений строк 150, 131 и 132 за вычетом значения строк 102, 103 и 121 отчета о прибылях и убытках) и амортизации (отражена в составе показателей строк 020, 040, 050, 080, 112 отчета о прибылях и убытках). |
Низкое значение коэффициента отношения процентных обязательств к EBITDA означает, что организация способна своевременно исполнять свои обязательства по кредитам и займам, а также по лизинговым платежам. Значение коэффициента выше 3 характеризует высокую долговую нагрузку организации. |
Иные показатели |
||
2.3 Показатели ликвидности баланса |
||
Баланс является ликвидным, если: |
||
Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые активы) |
> |
Срочная к погашению задолженность (текущая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и т. п.) |
Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность) |
> |
Краткосрочные обязательства |
Медленно реализуемые активы (долгосрочная дебиторская задолженность, запасы) |
> |
Долгосрочные обязательства |
Собственный капитал |
> |
Труднореализуемые активы (основные средства, незавершенное строительство, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) |
Иные показатели |
||
2.4 показатели оценки вероятности банкротства |
||
Коэффициент обеспеченности обязательств имуществом |
О (стр. 590 ББ + стр. 690 ББ), ВБ (стр. 300 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; О — обязательства организации; ВБ — валюта баланса. |
Коэффициент показывает соотношение обязательств и имущества. |
Коэффициент просроченных обязательств |
сумма просроченных обязательств организации, то есть обязательств, срок исполнения которых наступил, О (стр. 590 ББ + стр. 690 ББ) где ББ — бухгалтерский баланс; О — обязательства организации. |
Коэффициент показывает соотношение просроченных обязательств и общей суммы обязательств. |
В зависимости от значений этих 2 показателей аудитор может оценить степень вероятности банкротства на основании пункта 3 постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства». |
||
Иные показатели |
Аудиторская палата Республики Беларусь,